dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

Саладин, Великий и Ужасный

(Доклад Вити на заседании клуба)



Мое предисловие об источнике.
Насколько я понял из объяснений Вити, до, во время и после его доклада, дело было так:
Миша Сигаловский дал Вите очень толстую книгу, (книга была показана), один из томов Уильяма Дюранта, в его серии "История Цивилизации" где и рассказывалось о Саладине. Книга произвела на Витю неизгладимое впечатление, но вместе с тем вызвала и некоторые сомнения.

Сомнения в дальнейшем тексте Вити, Вы увидите в скобках, я их выделил курсивом.
Я под влиянием взволнованной реакции Вити на Дюранта поинтересовался автором и его жизнью.

Узнал, что он - наш, местный, массачусетский, родился он в Норд-Адамсе, хоть по происхождению - франко-канадец. Т.е. произношение его фамилии на французском, должно быть Дюран, а не Дюрант. Но учился он уже рядом с Нью-Йорком, в Джерси-Сити, т.е. через речку от Нью-Йорка, если кто знает.

Родители его видели священником, поэтому он получал духовное образование. Но начитавших всяких книжек, он вместо священника... подался в социалисты.
Родители его прокляли за это и оставили без материальной помощи.
Он с сорока долларами в кармане перебрался в Нью-Йорк, т.е. через речку, туда где и жили основые американские социалисты и коммунисты.
Вот как об этом пишет ВИКИ:

В 1909 г. он поступил в духовную семинарию, являвшуюся частью колледжа, надеясь сочетать социализм с духовной карьерой, но оставил семинарию в 1911 г. и перебрался в Нью-Йорк с 40 долларами в кармане и четырьмя книгами. Это вызвало многолетний разрыв с родителями.

В 1911 г. он стал преподавателем-директором Современной школы Феррера (Modern School). Это учебное заведение было анархистско-либертарианским экспериментом в области образования. Главный спонсор школы, Алден Фримен (Alden Freeman), подарил ему летнее путешествие в Европу для «расширения горизонта». Вернувшись в Америку, Дюрант влюбился в одну из своих учениц — Хаю (Иду) Кауфман. Чтобы жениться на ней, в 1913 г. Дюрант оставил свою должность и содержал семью чтением лекций, получая пять — десять долларов за выступление.


На этой фотографии оба и Уильям и Хая-Ида.

Понятно, что бывший католик, который стал социалистом, да еще взял в жены еврейку, в своих исторических трудах писал такое, что Витя очень разволновался.

Ну а теперь предоставим слово Вите. Докладчик - перед Вами:


Напоминаю, что в скобках и курсивом отражены его сомнения по поводу того, что пишет Дюрант.



Аль-Малик аль-Насир Салах ед-дин Юсуф ибн Айюб (то-есть Король, Защитник, Честь Веры, Иосиф, сын Якова) известный нам как Саладин родился в городе Тикрит в верховьях реки Тигр в 1138 году в курдской семье.
Его отец Айюб (Яков) вырос до губернатора г. Баалбека при султане Занги затем Дамаска при султане Нур-уд-дине. Саладин рос в этих городах и там хорошо изучил искусство военных действий и управления государством но больше интересовался богословием, правоверным (ортодоксальным) благочестием и вел почти аскетический образ жизни: носил в основном грубую шерстяную одежду, пил только воду и сексуально был "более умеренным" чем его современники.

Единоверцы считают его одним из своих великих святых. В 1164 его дядя Ширкух с небольшим войском был послан в Египет Нуруддин Махмудом в помощь одному из местных кандидатов в визиря, немножко его зарезал и сам стал визирем. Он взял с собой Саладина который отличился как солдат и стал командовать Александрией.
В 1167 году он успешно защитил её от Франков. В 1169 Ширкух умер и племянник занимает его место.
Калиф Ал-Адид был последним из династии Фатимидов которые были шиитами и он тем не менее утвердил суннита визирем.
В 1171 году Саладин совершает "духовную" революцию путем замены в публичных молитвах имя Фатимидского шиитского Калифа на Аббасидского суннитского.
Калиф болел и оставался в неведении "дабы умереть в мире", после чего Саладин делает себя губернатором и признаёт Нуруддина (1146-73) своим господином.

Саладин посетил дворец калифа в Каире, обнаружил там 12000 дам (очевидно врет - В) и родственников и такое обилие драгоценностей, мебели, слоновой кости, фарфора, стекла и др. объектов искусства что едва-ли в ту эру где-нибудь в мире можно было найти подобное.
Саладин ничего не взял, отдал дворец своим капитанам а сам продолжил свою скромную жизнь в палатах визиря (чисто Виссарионыч).
В 1173 Нуруддин умирает, его 11-летнего сына губернаторы провинций не признают королём и в Сирии опять хаос. Боясь что Крестоносцы завоюют страну, Саладин отправился из Египта с 700 всадниками, быстро навел порядок в Сирии и, вернувшись в Египет, "взял" титул Короля. тем самым основав династию Айюбидов (по нашему - Якобинцев) в 1175 году.
Через 6 лет он завоевал Месопотамию (междуречье) и сделал Дамаск своей столицей. Продолжая демонстрировать строгое религиозное благочестие, он построил несколько мечетей, госпиталей, монастырей и религиозных школ (медресе), поощрял архитектуру, не поощрял науку и "разделял нелюбовь Платона к поэзии".
Под его правлением вся несправедливость попадавшая в его поле зрения быстро разрешалась, налоги понизились тогда как публичные работы расширились и функции правительства осуществлялись эффективно и с энтузиазмом.
Ислам сверкал единством и справедливостью под его руководством и Христианский мир признал в нём "неверного джентльмена".
(мое собственное пояснение термина, который употребил Витя. Скорее всего значит, что хоть Саладин был не христианином, но при этом был благородным человеком.)

Его сыновья были менее способны и династия Айюбидов закончилась в 1260-м году, через 3 поколения после его смерти (в 1193-ем году)

Результаты Первого Крестового Похода 1095-99 годов:
В 1097 году, 30,000 рыцарей пересекли пролив под командованием множества лордов в основном французского происхождения и с разными целями, но Ислам был разделен в ещё большей степени: Сельджуки воевали с Фатимидами, Армяне восстали против первых в союзе с франками и т.д. и т.п.

В результате франки взяли Никею (06/19/1097), Эдессу (1098) и Антиохию (06/03/98), основали первый христианский форпост на Востоке и 06/07/1099 12,000 крестоносцев осадили Иерусалим.
Гримаса судьбы состояла в том что год назад Фатимиды выбили оттуда Сельджуков и оставили там 1,000 бойцов.
Калиф предложил мир с гарантией безопасности христианским паломникам, которые захотят посетить Святой Город.

Франки потребовали безоговорочной капитуляции. После 40 дней сопротивления, франки прорвались в город, перебили 70.000 мусульман, включая женщин и детей, оставшихся в живых евреев собрали в синагогу и сожгли.
Годфри Бульонский был выбран правителем Латинского Иерусалимского Королевства, с титулом "Защитник Святого Погребения", (скорее "Гроба Господня").

Второй Крестовый 1146-1148 годов провалился
О Втором Крестовом Походе я уже писал у себя в ЖЖ, если кто не помнит, взгляните здесь:
http://dandorfman.livejournal.com/1101179.html

В течении 40 лет мира после Второго Крестового Похода Христиане и Мусульмане в Сирии сблизились и научились сотрудничать без проблем.
И те и другие заключали союзы между собой для борьбы с какими-то третьими противниками.

Но в то время как Исламский мир постепенно объединялся, христианские бароны с этим делом не торопились: рыцари спорили за власть в Иерусалиме; Генуя, Венеция и Пиза начaли вредить портам друг друга на Востоке; Ги де Лусиньян "пробрался" к трону в Иерусалиме, Реджинальд Шатильонский (Рене де Шантильон) завладел крепостью Карак за Иорданом у ворот Аравийского Полуострова, а также обещал разрушить могилу "проклятого погонщика верблюдов" в Медине и Каабу в Мекке.
В 1183-м году он переправил свои корабли по частям в залив Акаба и послал флот для разграбления Айзаба и два корабля для блокады Айлы. Египетский флот под командованием Лулу отправился за ним вдогонку, снял блокаду Айлы и уничтожил флот крестоносцев. Реджинальд Шатильонский спасся, многие крестоносцы были убиты, многие взяты в плен. Пленные затем были отправлены в разные города, проведены через них для всеобщего обозрения, а затем казнены, пленных зарезали вместо козлов во время годового паломнического жертвоприношения.

В связи с попыткой Рене де Шантильона осквернить мусульманские святыни, Саладин оскорбился и переподготовил армию, с которой брал Дамаск.
Бой с войском Латинского Королевства в долине Эсдрелон в 1183 не принес победы никому.
Спустя несколько месяцев он напал на Карак но не смог его взять. В 1185-м году онн подписал перемирие на 4 года с Латинским Королевством.

Через год, Реджинальд от скуки ограбил богатый караван и взял пленных включая сестру Саладина.
"Поскольку они верят в Мухамеда, вот пусть он придёт и спасёт их” - прокомментировал Реджинальд.
Саладин объявил Священную Войну против Христиан и поклялся убить Реджинальда своей собственной рукой.

06/04/1087 года решающая битва состоялась у Хaтина рядом с Тибериусом. Саладин, зная местность занял все колодца. Тяжело вооружённые Крестоносцы, в разгар летней жары пересекли равнину и вступили в бой измученные жаждой.
Тут Сарацины, воспользовавшись ветром, подожгли кусты. В дыму, пехота франков отделилась от кавалерии и была перебита, рыцари падали от усталости и были перебиты или пленены.
Пощады не было Темплиерам и Госпитальерам, вероятно по приказу Саладина.


Saladin and Guy of Lusignan after Battle of Hattin
Он приказал привести к нему короля Ги и дюка Реджинальда. Королю он дал попить воды в знак помилования а Реджинальду предоставил выбор: смерть или признание Мухаммеда как пророка Аллаха.
Когда Реджинальд отказался он его слегка порешил.

Затем Саладин взял Акру где освободил 4000 пленных мусульман и заплатил войскам содержимым богатого порта.
(У Дюранта, город, взятый Саладином называется Акра, но на самом деле, это Акко:

А́кко (ивр.עכו‏‎), Акка (араб. عكا‎), Акра, Сен-Жан д’Акр (европейские языки: Acre, St. Jean d’Acre) — город в Западной Галилее (Израиль)

Через несколько месяцев почти вся Палестина была в его руках. Когда он подошёл к Иерусалиму в 1187 году, старейшины вышли просить мира.
Саладин сказал: "Я верю что Иерусалим это дом Господа как верите и вы, и я не буду по своей прихоти осаждать или нападать на него".
Он предложил им свободу укреплять город и культивировать землю 15 миль вокруг, а также обеспечить деньгами и продуктами, если не хватит до Пятидесятницы.
Если в тот день они увидят надежду на спасение, они могут владеть городом и сопротивляться ему с достоинством; если такой перспективы не появится они уступят мирно и он сохранит жизнь христианских обитателей и их собственность.
Делегаты отклонили предложение: "...они никогда не сдадут город, где Спаситель умер за человечество ..." Осада длилась только 12 дней.
Когда город капитулировал, Саладин потребовал выкуп 10 золотых кусков ($47.50?) за каждого мужика, 5 за женщину, 1 за дитё; беднейшие 7000 будут освобождены за 30,000 золотых безантов (~$270,000) что были посланы Госпитальерам английским королем Генрихом Вторым.
Эти требования были приняты "с благодарностью и плачем”: может кое-кто из христиан сравнил эти события с теми, что имели место в 1099-м году, когда все мусульмане и евреи были убиты крестоносцами.

Брат Саладина ал-Адил попросил в подарок 1000 рабов из ещё невыкупленных бедняков, получил их и освободил. Ещё двое поступили также. Затем Саладин сказал:

"Мой брат совершил благотворительный поступок (алмс), патриарх и Балиан (неизвестно, кто это) тоже, теперь моя очередь" и он освободил всех стариков кто не мог заплатить. Очевидно, 15 тысяч из шестидеcяти тысяч захваченных христиан остались не выкупленными и стали рабами.
Среди выкупленных были жены и дочери тех, кто погиб или попал в плен в Хaтине. Посочувствовав их слезам, Саладин освободил их отцов и мужей из тех, кого нашли в исламском плену включая короля Ги.
Для дам погибших он отгрузил из своих закромов столько добра, что они благодарили бога и сообщили в христианскую Европу о любезности и чести, которую Саладин оказал им.
Освобожденные король и лорды поклялись никогда больше не поднимать оружие против Саладина
Но будучи в безопасности в Триполи и Антиохии они были освобождены от своей клятвы судом духовников и стали планировать как ему (Саладину) отомстить.
Султан разрешил евреям опять жить в Иерусалиме; христианам посещать Иерусалим, но без оружия, помогал их паломникам и поддерживал их безопасность…
”Собор над Скалой” из Христианского стал Исламской мечетью.
Потом Саладин повел уставшее войско взять Тир, но обнаружил его неприступным, распустил большую часть армии и вернулся в 1188-м году в Дамаск больной и усталый.

А дальше очень странная война между двумя благородными врагами, Ричардом - Львиное Сердце и Саладином.

Но Крестоноцы не унимались после падения Иерусалима.
Архиепископ Тира вернулся в Европу и сообщил о падении Святого Города.
В 1189-м году 67-милетний император германцев Фредерик Барбаросса тотчас отправился в поход под аплодисменты всей Европы и повторил ошибки предыдущих неудач.
Он был отрезан турками от баз снабжения, потерял сотни рыцарей из-за голода и бесславно утонул в реке Салеф в Киликии в 1190.
Уцелевшие остатки его армии позже присоединились к осаждавшим Акру.
В это время другие европейские короли собрались в Сицилии где полгода развлекались пирами и драками, например Танкред, местный король, оскорбил английского короля Ричарда - Львиное сердце, но вместо поединка в качестве удовлетворения дал ему 40,000 унций золота; после чего Ричард (вероятно оплатив фрахт на эти деньги) покинул сицилию со своей армией норманской армией и уплыл в Палестину.
Несколько кораблей потерпели крушение у Кипра и команды были захвачены в плен греками, правившими на Кипре. Чуть подумав, Ричард завоевал Кипр и отдал его бездомному королю Иерусалима Ги де Лусиньяну. Как Вы помните, Саладин выпустил Ги из плена. Ричард добрался до Акко в июне 1991-го года (это случилось через год после того как он получил благословение Архиепископа Тира и отправился в поход.
Французы прибыли раньше, а осада продолжалась уже 19 месяцев и тысячи осаждавших погибли. Через несколько недель после прибытия Ричарда сарацины наконец сдались. Победители попросили 200 тысяч кусков золота ($950 - один кусок), 1600 отобранных пленных и восстановления Святого Креста.

Саладин подтвердил соглашение и все мусульмане, за исключением 1600, ушли со всем, что могли унести с собой.
Французский король Филип Август заболел лихорадкой и вернулся во Францию оставив 10 с половиной тысяч воинов под командованием Ричарда.
Когда власти Акры задержали выполнение условий сдачи, Ричард приказал немножко обезглавить 2500 пленных как "намёк" поспешить.
Когда Саладин узнал об этом, он приказал убивать всех пленных взятых в бою с армией Ричарда.

Поменяв пластинку, Ричард предложил закончить Крестовый Поход женитьбой своей сестры Жоан на брате Саладина аль-Адиле. Но Церковь запретила этот брак, на том дело и кончилось.

После этого Ричард решил освободить Яффу от осады мусульман, но германцы вернулись домой, французы не подчинялись приказам, а большинство лордов, устав от осады, предпочло отдыхать во взятой Акре с вином и дамами.

Ричард реорганизовал свою армию и повел её к Яффе. Они шли вдоль берега, расстояние было - 60 миль и встретили Саладина у Арзуфа. Ричард в этом сражении одержал неубедительную победу.

Саладин предложил продолжить сражение, но Ричард отступил под защиту стен Яффы. Тогда Саладин предложил мир, разрешив брату подписать соглашение об уступке христианам всех прибрежных городов, которые они ещё удерживали и половины Иерусалима.
Ричард в ответ так обрадовался, что посвятил сына мусульманского посла в рыцари (1192 год).
Но узнав что Саладин имеет дело с мятежом на востоке, он поменял свои планы, осадил и взял Дарум и подошёл к Иерусалиму на расстояние 12-ти миль.
Но тут разведка обнаружила что все колодцы на пути к Иерусалиму отравлены и армии нечего будет пить, совет проголосовал оставить Иерусалим и возвращаясь на 250 миль, пойти на Каир.
Ричард - больной, возмущённый этим решением и подавленный отвалил в Акру думая вернуться в Англию. Однако, услышав что Саладин снова взял Яффу за 2 дня,
гордый Ричард собрал кого смог и поплыл тудою снова.

Махая своим знаменитым датским топором, он очистил город от солдат Саладина еще до того как до того дошло известие о победе Ричарда. Армия Саладина воинов Ричарда численностью во много раз, но безумная храбрость короля спасла крестоносцев от поражения.


Саладин вернулся под Яффу и, увидeв Ричарда пешим, послал ему коня сказав, что стыдно такому великому воину сражаться пешим.

На следующий день Ричард, больной лихорадкой, без поддержки рыцарями Акра и Тира, запросил мира, фруктов и холодную воду.
Саладин послал ему груши, персики, снег и своего личного доктора.

2 Сентября 1192, 2 героя подписали трёхлетний мир и раздел Палестины:
Ричард получил все прибрежные города им завоёванные от Акры до Яффы.
Мусульмане и христиане смогут свободно перемещаться через территорию друг друга, паломники будут защищены в Иерусалиме но сам он останется в руках мусульман.
Мир праздновали очень бурно пирами и турнирами.
Летописец Ричарда отметил:"Люди временно прекратили ненавидеть друг друга". Отплывая в Англию, Ричард отправил послание Саладину, обещая вернуться через 3 года и всё-таки взять Иерусалим.
Саладин ответил, что если ему и суждено потерять его землю, он бы предпочёл Ричарда любому другому живущих на Земле.
Сдержанность, терпение и справедливость Саладина победили блестящий талант, смелость и военное искусство Ричарда.
Относительное единство и верность мусульманских лидеров превзошли раскол и неверность феодальных владык, а короткие линии снабжения сарацинов доказали преимущество над христианским контролем морей.
Саладин был религиозен до крайней степени и позволил себе быть жестоким в отношении Темплеров и Госпитальеров. Обычно однако он был добр к слабым, милосердным к побежденным и настолько выше своих врагов в верности слову что христианские летописцы поражались: как это может быть чтобы такая неверная религия производила такого совершенного человека.

Он обращался со своими слугами великодушно, сам выслушивал все просьбы, относился к деньгам как к пыли и оставил только один динар в своей персональной сокровищнице.
Незадолго до смерти он оставил сыну Ез-Захиру инструкции "которые никто из христианских философов не смог превзойти”:

"Мой сын, Я рекомендую тебе следовать Всевышнему, Осуществляй Его Волю так как на таком пути лежит мир. Воздержись от кровопролития ибо пролитая кровь никогда не спит.
Ищи путей к сердцам своих людей и следи чтобы они процветали поскольку обеспечение их счастья это и есть то искусство указанное Богом и мной.
Старайся приобрести сердца своих министров, аристократов и эмиров. Если я и стал великим, это только потому что я завоевал сердца людей добротой и любезностью".


Он умер в 1193 в возрасте 55 лет.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments