dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman

Про рыбную ловлю в Америке

(любителям этого дела)
Originally posted by mary_spiri at Форель американская в ассортименте
В советские времена знакомство с форелью я практически не водила, в магазинах ее не продавали, в ресторанах я не бывала. Пожалуй только разок-другой попробовала свежепойманых хариусов в наших катамаранных походах по Кольскому полуострову. Однако же хариусов всегда было МАЛО. Доставалось по ма-а-аленькому кусочку, который был божественно вкусен, но моментально пролетал в желудок, и все. Наши рыбаки по большей части ловили щук и окушков, ну иногда у местных жителей удавалось выловить сига на спирт. А ловля хариуса в реках требовала какого-то малодоступного нам искусства.

В Японии, к моему великому удовольствию, оказалось, что форель часто едят на завтрак: мелкие рыбешки, примерно с ладонь, нанизанные на деревянный "шампур" и запеченные на углях или гриле. Японский завтрак вообще сильно не похож на наш: чашка мисо-супа, чашка риса, кусочек жареной рыбы (либо целая мелкая форелька), сырое яйцо, гнилые бобы-натто, нужна привычка, чтобы это все оценить (а натто я так до конца и не оценила). Однако же, кроме форели, в Японии еще полно разнообразнейшей и вкуснейшей рыбы, впрочем, не могу об этом писать, слезы душат! А тут переехали мы в Штаты, а в магазинах в основном лосось и меч-рыба...  К счастью, там я встретила Андрюшу, мастера рыбной ловли, а потом мы переехали на Северо-запад, где оказалась отличная рыбалка. Самая любимая - ловить форель в горных озерах.Ибо благодаря многолетним усилиям любителей и организованых добровольцев, зарыблены практически все озера в горах, от огромых водохранилищ, до мелких луж на 100 м в диаметре. Надо сразу сказать, что в абсолютно нетронутой дикой природе горные озера обычно безрыбны. Многие озера отделены ор рек и ручьев очень немаленькими водопадами, для рыбы непреодолимыми, Да и среднее время существования горного озера невелико, несколько тысяч лет, перемычки, поддерживающие чашу, размывает, озера мельчают, заболачиваются, пересыхают. А рыбья икра и мальки через сушу переноситься не могут. Так что в доисторические времена форель водилась либо в реках, либо в больших низовых озерах, напрямую с реками связаных. К счастью, нынче все изменилось - блага цивилизации. За последние лет 50-70 зарыбили почти все местные озера до высот в 1.5-2 км над уровнем моря, и очень успешно. Дело в том, что даже там, где лето очень короткое, месяца три (с июля по конец октября), насекомых все равно очень много, в основном, конечно, комаров и мух. Поэтому форель отлично растет на всем этом богатстве, получается пищевой цикл: комар ест человека, форель - комара, а человек - форель, и все довольны (хотя человек всячески стремится избежать своей роли быть поеденым комаром). Во многих озерах есть даже условия для естественного  воспроизведения рыбы, а именно галечные отмели для икры, и заросли подводной травы, где мальки могут прятаться, Другие озера не воспроизводятся и требуют периодического зарыбления по новой. Обычно тип озера легко определить по размеру ловящейся рыбы: если она вся одинаковая, очевидно, что озеро не воспроизводится. К сожалению, сейчас в местных краях стало популярно движение за прекращение зарыбления, и даже за отравление уже имеющейся рыбы, чтобы, мол, дикая природа оставалась дикой. Что крайне глупо: она уже давно перестала быть дикой, и таковой не станет, пока люди ходят в лес. Но, думаю, что у этого движения достаточно серьезных противников, чтобы не дать ему развиться и испортить наши горные озера. Есть даже добровольцы-инсургенты, которые тайком на горбу приносят баллоны с мальками и зарыбляют озера нелегально. Именно это случилось после взрыва вулкана Сент-Хеленс в 1980. В результате нелегального зарыбления сразу после выпадения пепла, в тамошних озерах нынче водится рекордная форель размером с крокодилов, биологи даже снимки публикуют. Но ловить низзя, не разрешено.

Для зарыбления используется всего несколько видов форели, те, кого довольно легко удается разводить на фермах. Главная, самая быстрорастущая и популярная у рыбаков - радужная форель (rainbow trout). Она отличается скорее размером, чем красотой, все эти якобы радужные пятна на самом деле малозаметны. Лучше всего ее ловить в нижних озерах, где она может достигать богатырского размера. Ловится на червя, на искусственную наживку типа замазки с противным запахом, или на блесну.

Picture 036
Вот так примерно выглядит 50 см радужная форель.

Следующий по распростаненности вид - это форель-головорез, cutthroat, которая так устрашающе называется из-за ярко-алой полосы на глотке под жабрами, как будто ей горло перерезали. У нас в семье ее ласково называют "катик", уж больно мы ее любим. Она может жить практически в любых озерах, и отлично клюет на движущиеся приманки-наживки. У нас есть одно любимое озеро, полное жирненьких катиков, и довольно теплое в августе. Нет ничего лучше, чем отправиться туда с друзьями, взяв удочки, примус, сковородку, выпивку, наловить форели, тут же ее зажарить и съесть, накупаться в волю, а если повезет, то еще и грибов по дороге подсобрать (ибо наш самый большой белый мы там и нашли).

Picture 0971
Это высокохудожественное фото - результат поимки крупного катика ночью. Костер горит, искры летят, катик бьется, Андрюша злится, что я фотографирую, вместо того, чтобы помогать.

В некоторых местах катики ловятся ведрами.

Третий по популярности вид - это ручьевая форель, или брук (brook), по-местному. Бруки необыкновенно красивы: все плавнички окаймлены алой и белой полосами, яркие многоцветные пятна по телу, красивее не бывает. Но, к сожалению, они обычно размером невелики. Если радужка и катики часто бывают по 30-40 см в длину (а рекорд был 60 см),  то 20 см брук - уже считается большим. Зато бруки необыкновенно вкусные, очень концентрировано форельные, "конфетные", как мы любим говорить. Даже маленький 10-см бручок, будучи пожарен на оливковом масле в муке и положен на галету, дает замечательные вкусовые ощущения. А один раз Андрюше удалось поймать рекордного брука длиной в 40 см. Это видимо была рыба-долгожитель (форель растет всю жизнь), причем он (вскрытие показало, что это был самец) был почти шарообразен, как горбуша какая-нибудь. Находящиеся неподалеку от нас американцы предположили, что это был лосось, однако же по расцветке - типичный брук, да и не мог лосось попасть в это озеро через 300 м водопада.

Bruk trout

Бывает и экзотика: например, форель озерная (lake trout), которая похожа на щуку. Длинная, с огромной хищной головой, с раздвоеным хвостом. Наши мужики ее обожают ловить, ибо она всегда большая и длинная, можно побить все свои рекорды, и еще долго хвастаться друг перед другом. Но встречается она редко, так что трофей ценный.

Озерная форель, приготовленная к жарке. Для масштаба - литровая банка воды.

И последний вид - близкий нашему сердцу, та самая "форель золотая, а иначе зачем на земле этой вечной живу"? Golden trout...Не зная песни Окуджавы, американцы испытывают те же сантименты. Для зарыбления ее используют редко, поэтому в местном сообществе ходят легенды о том, кто, где и когда умудрился поймать золотую форель. Мне повезло лишь однажды, и было это в Ваиоминге, в Винд Риверс, во время нашего недельного летнего похода (2011). Мы разбили лагерь высоко в горах, на 4-х километровой высоте, намного выше границы леса, в U образной ледниковой долине. Все дно долины занимали два огромных озера, общей длиной км в 5. Красотища была неописуемая, и очень суровая.

Вечером дул дикий ветер, нам пришлось долго укреплять палатки. На следующий день ветер улегся, и мы решили налегке сбегать в верховья долины на ледник к перевалу. Вид перевала не вызвал восторга - к нему все очень крутой снежник, а у нас при себе не было веревки, зато былa 9-летняя девочка. Поэтому мы на перевал не полезли, просто поболтались по верховьям долины, сделали обед, и было нам хорошо. И тут родители девочки решили вдвоем сбегать все-таки на перевал, несмотря на позднее время (4 часа дня), облака на горизонте и крутой снежник. А мы, все остальные, взяв их девочку с собой, пошли обратно в лагерь. Настроение у меня было из рук вон плохим, я человек осторожный до трусливости, и совершенно не понимаю, зачем куда-то на ночь глядя переться на авось. Плюс еще и было очевидно, что если ребята до полуночи не вернутся, то надо как-то организовывать спасаловку. Вот в таком настроении я взяла спинниг и пошла покидать блесну в озеро около палаток. Примерно с час сидела-кидала, начало смеркаться, и тут вдруг мне показалось, что блесна зацепилась за камень у самого берега. Однако же это был не камень, и к своему полному восторгу и недоумению я вытянула почти полуметровую золотую форель цвета горной зари, которая сопротивлялась, как зверь. В какой-то момент уже на берегу мне пришлось бросить спиннинг и прыгнуть на форель, размахивая 5-сантимертовым перочинным ножом, другого орудия убийства у меня не было. В общем, как полагается, Мцыри вышел победителем из схватки с барсом: "воткнул, и трижды повернул свое орудие!" Наша девочка, которая прибежала из лагеря на мои крики, с большим интересом за всем этим наблюдала. А потом мы с ней час эту рыбу жарили, сковородка была маловата. Родители ее пришли часа через два после наступления темноты, так что все обошлось, а мы даже оставили им немножко жареной рыбы (хотя и не надо было).

Еще якобы в наших краях водятся и нативные виды форели, называемые коричневая (brown), или Долли Варден (Dolly Warden), но их ловить запрещено. А раз так, то мы не знаем, что это такое. Нам вполне хватает тех, что разрешены. И до чего же мы любим в лесу поесть свежепожареной рыбки. Как говорит Андрюша: "Даже Билл Гейтс так не ест, ибо кто ему поймает такую рыбу, кто пожарит?"