dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Трубадуры

(Доклад Леры на вчерашнем заседании нашего клуба.)
(Лера, после такого доклада, мне ничего не остается, как провозгласить Вас Моей Прекрасной Дамой и начать сочинять в Вашу честь кансоны)


Куртуазная любовная песнь у трубадуров зовется кансоной

Бернарт де Вентадорн




Коль не от сердца песнь идет,


Она не стоит ни гроша,


А сердце песни не споет,


Любви не зная совершенной.


Мои кансоны вдохновенны


"У поэтов есть такой обычай - В круг сойдясь, оплевывать друг друга".

Другой важнейший жанр лирики трубадуров - сирвента, песня персональная сирвента - о достоинствах и недостатках покровителей поэта или его самого, о религии, морали, политике



Трубадуров прославить я рад,


Что поют и не в склад и не в лад,


Каждый пеньем своим опьянен,


Будто сто свинопасов галдят: 


Самый лучший ответит навряд,


Взят высокий иль низкий им тон.



О любви своей песню Роджьер


На ужасный заводит манер -


Первым будет он мной обвинен;


В церковь лучше б ходил, маловер,


И тянул бы псалмы, например,


И таращил глаза на амвон.


«Несколько веков назад, под этими же самыми звездами дамы и трубадуры поднимались на галереи крепостных стен, окружавших замки, и там беседовали о любви». Так говорил главный герой серии романов Анн Голон «Анжелика» своей молодой жене, рассказывая о жизни далеких предков из Лангедока. Он имел полное право так сказать — именно Аквитания и Лангедок считаются колыбелью куртуазной культуры, прославляющей восхваление и почитание дамы своего сердца, выбранной в качестве идеала.

Прежде чем начать беседу собственно о трубадурах, необходимо сказать несколько слов об одном из центральных понятий культуры зрелого средневековья - куртуазности

Куртуа́зность, куртуа́зия -система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века.

Куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви. Эта средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюблённым и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином,

.Понятие куртуазность стало включать в себя «вежливость», «учтивость» и правила их выражения по отношению как к женщинам, так и мужчинам. Сюда входили правила приветствия, обращения к даме или кавалеру, ведения разговора, приглашения на танец, поведения в танце, прощания и т. д.

Владение собой, своими поступками, словами — один из признаков куртуазности.

Впервые понятие «куртуазная любовь» встречается в конце XI века в поэзии трубадуров и охватывает период с XI — XIII столетия

Tрубадуры (фр. troubadours, от окс. trobador, от окс. trobar — находить, слагать стихи; народная этимология от слова труба ошибочна) — средневековые поэты-певцы, авторы песен, называемые часто менестрелями.

Колыбелью трубадуров был юг Франции, преимущественно область Прованс.

. Image result for troubadour provence france

Почему там? Потому что уже к XI в. богатейшие, многочисленные и, главное, достаточно свободные от феодально-государственной зависимости торговые города Прованса, становятся культурными и экономическими центрами. Они торгуют со странами Ближнего Востока и с Европой, в них нет сильной королевской власти, их феодалы богаты, просвещенны и независимы. Между собой они живут в относительной дружбе, равно как уважительно сотрудничают с

собственными гражданами-горожанами, не слишком подчиняются папе, весьма терпимо относятся к мусульманам (вспомним, что Испания только-только начала процесс Реконкисты). Здесь на равных сосуществуют арабские, еврейские и греческие общины, вносящие свой вклад в общую культуру.

Развитие торговли в XII столетии обогатило южные районы Франции. Появился досуг и просвещение; люди учились ценить искусство и жить по правилам хорошего тона. Именитые сеньоры и дамы Лангедока и Прованса стали самыми преданными покровителями трубадуров. Поэты были окружены почётом, а их влияние стало заметно отражаться во вкусах, моде и манерах высшей знати. Они даже стали родоначальниками бальных танцев в Европе

Трубадуры слагали свои стихи на провансальском,/ окситанский/ народном языке части Франции, простирающейся на юг от реки Луары, а также примыкающих районов Италии и Испании

Окситанский язык принадлежит к романской семье языков; на нем говорили (и говорят) на юге Франции, начиная со Средних Веков. Утвердительной частицей окситанского языка является слово "ок". Трубадуры, оставшиеся наиболее знаменитыми использователями этого языка, не называли его "окситанским", в те времена он был известен под разными именами. Этот язык назывался proensal (провансальским, т.е. языком Прованса.Первый известный нам трубадур, Гильем IX Аквитанский, называл его просто romans (светский).




Древний период окситанского языка относится к Средним векам - то есть, примерно от 1000 г. н.э. до 1500. Язык, употреблявшийся в поэзии трубадуров, не представлял собой диалекта, принадлежащего к какому-то определенному региону. Скорее, подобно языку Гомера в "Илиаде" и "Одиссее", это койне, т.е. общий язык, соединяющий в себе черты различных региональных диалектов, но не относящийся ни к одному из них

Что же представляет собой творчество трубадуров? Это в основном песня, виртуозно сочиняемая влюбленным рыцарем (причем сочинялись и стихи, и мелодия) и исполняемая либо им самим, либо слугой (оруженосцем) чаще всего из жонглеров.

Трубадур — это прежде всего поэт. Поэт и композитор в одном лице. Он должен уметь играть на музыкальных инструментах и слагать стихи, как правило, с романтическим уклоном, желательно про несчастную любовь , петь балладу собственного сочинения, играть мелодию, написанную собственноручно и аккомпанировать самому себе на музыкальном инструменте — высшее мастерство.

Исполняющий чужие произведения назывался жоглар, но он мог выступать и как автор в некоторых случаях. Жоглар (жонглер) мог быть сам по себе, а мог служить трубадуру.. Жоглар не только играл, пел и читал стихи, но еще мог разыгрывать небольшие представления и показывать фокусы.

Помимо жогларов, существовали и другие разновидности такого рода деятельности. Например, менестрели (кстати, менестрелями могли быть и женщины) — это те же поэты и композиторы, но они зарабатывали этим себе на жизнь.











. Image result for troubadourImage result for трубадуры

Стихи сочинялись с учётом того, что их обязательно должна была сопровождать музыка, трубадуры исполняли свои песни под арфу, виолу, флейту, лютню или гитару.

Image result for troubadour music instruments

В замках аристократов, на рынках, рыцарских турнирах, ярмарках, праздниках и пирах всякое веселье непременно сопровождалось музыкой и зачастую приглашались именно трубадуры. Известны имена 600 трубадуров, до сегодняшнего дня дошли 2500 произведений.на окситанском языке

Среди трубадуров встречались люди различных социальных слоёв. Большей частью это были незнатные рыцари, некоторые происходили из богатых семей, другие были владетельными особами. Среди них было немало высокообразованных людей Каждый трубадур долго обучался правилам хорошего тона и обхождения с дамой, а также поэзии и музыке. От настоящего трубадура требовалось знать ходящие в народе новости, иметь хорошую память, показать осведомленность о последних сплетнях о королевском дворе, уметь экспромтом сочинить стихи для сеньора или дамы и играть, по меньшей мере, на двух музыкальных инструментах, которые тогда любили при больших и малых феодальных дворах.

Первые  трубадуры Гират Рикьер,Гират де Борнель ,но самым первым был герцог Аквитании Гийом, а из женщин графиня Беатриса де Деа

.

.

. Но сколь же разнообразны были они, песни трубадуров,?.

Как считают исследователи, первостепенное влияние на их поэзию оказала арабоиспанская лирика, к тому времени уже несколько веков развивавшая и воспевавшая целомудренную мистическую любовь, начало берущую в поклонении Богоматери, но и распространяющуюся на даму сердца поющего рыцаря.

Французский поэт и литературовед Поль Валери утверждал, что нигде и никогда на таком небольшом пространстве и за такой короткий отрезок времени (примерно два столетия) не была создана поэзия, которая характеризовалась бы подобным разнообразием и богатством, обилием блистательных поэтов, наконец, таким широчайшим распространением и влиянием в мире.:

Во Франции - труверы, в германских землях - миннезингеры, на Сицилии - безымянные слагатели сонетов, в Италии - Данте и Петрарка, а через них - весь культурный мир.

Подумайте: даже наши, всем известные правила вежливости (открыть даме дверь, поклониться, подать руку, не говоря уж о поцелуе руки) - всё оттуда, из кодекса куртуазности, выработанного прежде всего бытом и лирикой трубадуров.

Конкретно же ситуация куртуазной любви в средневековой литературе означает следующее. Трубадур, как правило неженатый, влюблен в Даму, обычно замужнюю и стоящую выше на общественной лестнице. Дама относится к поэту более или менее сурово - самое большее, на что он изредка может рассчитывать - это ее приветливый взгляд или благосклонная улыбка. Ну а уж поцелуй - вообще высочайшая награда, за которую и жизнь отдать не жаль.

Трубадур - вечный слуга Дамы, она для него - идеал красоты, добра, совершенства. Кое-кто из трубадуров осмеливается даже сравнивать ее с Мадонной.

. Любовь для трубадура - источник самосовершенствования. Обладать предметом своей любви он, в общем-то, и не стремится. Он ориентирован не на достижение цели, а на переживание, на служение. Естественно, что такая любовь не может не не переродиться в музыку.

Подобного идеала любви до трубадуров человечество не знало открытие:.Любовь, бывшая до того почти тысячелетие греховным началом, началом от беса в человеке, теперь становится источником великой страсти, сознательно и добровольно подчиняемой непогрешимому идеалу самопожертвования и смирения.

В начале XIII в., , французские светские и церковные круги начали многолетнюю войну с богатым во всех смыслах и потому лакомым для них Провансом. С благословения папы эта война официально именовалась крестовым походом против еретиков-альбигойцев, выступавших против католицизма, церковной десятины и т.п. Вместе с французскими рыцарями в Прованс вошла инквизиция. С той печальной поры более провансальская культура уже не оправилась, однако к этому времени, к середине XIII в., культурная ситуация в Италии, Германии, в самой Франции явно изменилась к лучшему. Эти народы подхватили творческую куртуазность Прованса, а с нею и знамя поэзии, выпавшее из рук погибшего знаменосца. . Во Франции - труверы, в германских землях - миннезингеры, на Сицилии - безымянные слагатели сонетов, в Италии - Данте и Петрарка, а через них - весь культурный мир.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments