dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Продолжая тему

Павлищева оказывается трудится в поте лица и не покладая рук.
Она пишет поддельные мемуары не только за Любовь Орлову. Ну а Яуза-Пресс публикует.
Оказывается, Яуза-Пресс это подразделение ЭКСМО. Значит наглые и бездарные подделки фабрикует крупнейшее российское издательство.
Всё это не укладывается в голове.


Originally posted by bravest_mask at Никогда не покупайте поддельных автобиографий

Знакомая серия?

12321

В зависимости от того, где покупать, – в солидном книжном или переходе – каждая книга обойдется от 250 до 400 рублей. И каждая из этих книг – бессовестная подделка. Расследование, которым я занималась на PublicPost в октябре 2012 года, отняло много времени, сил и даже денег – пришлось купить все существующие книги этой серии, чтобы ознакомиться с содержанием. Зато мы выяснили и доказали, что ни одна из них не имеет права называться "уникальной автобиографией женщины-эпохи". Что производство этих "автобиографий" литературными неграми поставлено на поток. И что жизнь и смерть великих женщин стали предметом фальсификации и наживы.

После публикации этого расследования вышла и нагло красуется на витринах еще одна такая же книга – про Фаину Раневскую. Представляю, как метко и нецензурно она бы охарактеризовала деляг из "Эксмо".

Чем фальшивая Мэрилин Монро отличается от фальшивой Prada

В каждом московском книжном магазине на полке, отведенной под мемуары, обнаруживается серия "Уникальная автобиография женщины-эпохи". Имена на плотных белых обложках набраны ярким шрифтом и сразу привлекают внимание: Элизабет Тейлор, Мэрилин Монро, Эдит Пиаф, Принцесса Диана, Коко Шанель, Одри Хепберн. Подзаголовок серии "Жизнь, рассказанная ею самой" сомнений как будто не оставляет: перед нами автобиографии самых известных женщин XX века. И все было бы хорошо, если бы эти автобиографии не были фальшивыми.


Выходить серия начала в издательстве "Эксмо", теперь ее публикует "Яуза-пресс", часть холдинга "Эксмо". На форумах интернет-магазинов и в ЖЖ книги обсуждаются бурно. Вот только речь идет не о литературных талантах великих женщин, а о том, что на самом деле никто из них, кроме Патрисии Каас (ее автобиография — единственная законная в этой серии) этих автобиографий не писал. И что у всех мемуаров этой серии один переводчик — Наталья Павлищева. А оригинальные источники, с которых она якобы выполняла переводы, в выходных данных книг не указаны вовсе.

"Неписаные" биографии

О том, что автобиография Элизабет Тейлор, изданная в серии "Уникальная автобиография женщины-эпохи", ее перу на самом деле не принадлежит, журналист Денис Сергеев, который пишет для глянцевых (life-style) изданий, узнал случайно.

"Для статьи мне нужно было уточнить некоторые факты про Элизабет Тейлор, я пошел в Ленинку и взял ее автобиографию, написанную якобы за год до смерти и изданную в этом году "Яузой-пресс". Это монолог, разделенный на главы и обращенный к ее близкому другу, Майклу Джексону. В смысле вживания в образ Тейлор это, на мой взгляд, стилистически безупречный текст: там и про звездную болезнь, и про алкоголизм, и вообще чувствуется, что пишет человек, который считает, что ему все позволено.

Читаю книгу, делаю записи и вдруг обнаруживаю сцену, где Тейлор приезжает со своим мужем Ричардом Бартоном к нему на родину в шахтерский город в Уэльсе. И там его сестра подает им лавовый хлеб, который Тейлор очень нравится.

Я давно пишу про еду, разбираюсь в этой теме, но никогда не слышал ни про какой лавовый хлеб в Англии. Я написал письмо знакомому кондитеру, просмотрел сайты уэльских пекарен, но никакой информации о лавовом хлебе все равно не обнаружил. Тогда я стал искать первоисточник — оригинальную книгу, с которой был сделан перевод, и понял, что его просто не существует в природе.

Позже оказалось, что в издании "Яузы-пресс" имеются и другие фактические ошибки: там говорится, например, что в 1982 году Элизабет Тейлор развелась со своим очередным мужем-сенатором, легла под нож хирурга и вернулась к прежней идеальной форме. На самом деле, похудеть ей удалось только к 1986 году — это легко проверить по записям ее интервью.

Из-за этого своего открытия я был страшно зол — меня обманули, обвели вокруг пальца, да еще наверняка обокрали саму Тейлор".

Что касается остальных книг серии и их авторства, то PublicPost не составило труда выяснить в открытых источниках: Коко Шанель никогда не писала автобиографии.

Официальная автобиография Эдит Пиаф называется "Колесо фортуны" и была написана в 1958 году, за пять лет до ее смерти, и на русском языке никогда не издавалась.

Одри Хепберн приняла решение не оставлять никаких воспоминаний, существуют только мемуары ее сына, изданные в 2005 году.

У принцессы Дианы автобиографии нет, но есть авторизированная биография, написанная английским журналистом и писателем Эндрю Мортоном и изданная в 1992 году. Однако ничего общего с изданием "Яузы-пресс" эта книга не имеет.

Про Мэрилин Монро выходил целый ряд книг: "Мэрилин Монро" известного биографа Дональда Спото, в сотрудничестве с голливудским сценаристом Беном Хетчем она сама написала книгу "Моя история", также была опубликована подборка ее последних слов и фотографий, собранных нью-йоркским фотографом Джорджем Баррисом. Тем не менее оригинала книги, которую издают в серии "Уникальная автобиография женщины-эпохи" за авторством самой Мэрилин Монро не существует.

В 2011 году издательство "Слово" выкупило права на перевод сборника дневников, стихов и писем Мэрилин Монро "Fragments: Poems, Intimate Notes, Letters" и выпустило русский вариант этой книги под названием "Мэрилин Монро. Жизнь, рассказанная ею самой".

По словам руководителя пресс-службы издательства "Слово" Анастасии Серовой-Залесской название "Жизнь, рассказанная ей самой" было придумано в "Слове" как альтернатива "Fragments: Poems, Intimate Notes, Letters". Запатентовано оно не было, и в "Эксмо", а затем в "Яузе-пресс" его, скорее всего, просто использовали в качестве подзаголовка к серии "Уникальная автобиография женщины-эпохи".

Что любопытно: когда в "Эксмо" дело дошло до издания книги о Мэрилин Монро, слово "жизнь" в общем подзаголовке серии (видимо, чтобы не было полного совпадения с названием книги "Слова") пришлось заменить. Получилось: "Страсть, рассказанная ею самой".

В издательстве "Слово" о махинациях "Эксмо" знают, но предъявлять претензии не собираются. Анастасия Серова-Залесская говорит: "При издании этих книг наши права нарушены не были. За разрешением на использование названия к нам никто не обращался. Оно не было зарегистрировано, поэтому наше разрешение и не требовалось. Что касается содержания книг: насколько нам известно, Мэрилин Монро, Коко Шанель и Одри Хепберн не писали автобиографий".

DSC_0047

"Эксмо" и "Яуза-пресс" — сложные отношения

На вопросы читателей о том, кто же на самом деле является авторами этих книг, издательство "Эксмо" отвечает так: "Книга "Патрисия Каас. Жизнь, рассказанная ею самой. Тень моего голоса" по договоренности с издательством "Яуза-пресс" выходила в данной серии, т. к. она (серия) пользуется большим успехом у российских читателей. И эта книга целиком и полностью является автобиографией Патрисии Каас. Однако к изданию всех прочих книг, вышедших в серии "Уникальная автобиография женщины-эпохи", "Эксмо" не имеет никакого отношения. Возможно, речь действительно идет о литературной мистификации".

Прессе оперативно комментировать ситуацию с серией в "Эксмо" отказываются, переключают на издательство "Яуза-пресс". А в пресс-службе "Яузы-пресс" сообщают, что издательство частью холдинга "Эксмо" не является, а автора у книг серии "Уникальная автобиография женщины-эпохи" попросту не существует.

Маленькое издательство "Яуза-пресс", безусловно, — часть издательского гиганта "Эксмо", у них даже адрес один и тот же. И никто не решается поднять голос против "Эксмо", которое всегда было большим издательством, а теперь, после поглощения им "АСТ", контролирует более 40% российского книжного рынка. "Яузу-пресс" "Эксмо" явно использует для публикации скандальных книжных серий: "Сталинист", "Вся правда о евреях", "Компромат.ru" и т. д.

Художественная вольность, нечестный пиар или преступление?

Юрист Андрей Семенов из Общества защиты прав потребителей ("Общественный контроль") считает, что сообщение ложных сведений об авторе книги и введение читателей в заблуждение — нарушение статей 10 и 12 Закона "О защите прав потребителей".

"Производитель и продавец обязаны предоставлять полную и достоверную информацию о товаре (о книге в том числе). Если информация предоставлена не полностью, либо она недостоверна, у потребителя есть полное право требовать возврата денег, уплаченных за этот товар, и, теоретически, требовать компенсации морального вреда".

А вот специалисты адвокатской конторы "Усков и Партнеры" в действиях издателей правонарушения не видят. А точнее — уверены, что по российскому законодательству привлечь их к какой-либо ответственности не представляется возможным.

"Фундаментальных запретов, связанных с книгоизданием, у нас не так много. Первый касается нарушения авторских прав — и это был бы наш случай, если бы у текста изначально существовал автор (например, если бы текст был собран из открытых источников). Второй запрет — публично-правовой, и он касается распространения порнографических и экстремистских материалов.

Поскольку мы понимаем, что эти биографии не подрывают государственного строя и не являются чистой порнографией, то, скорее всего, публикация таких книг никаких законов не нарушает.

А что касается авторских прав на использование имен этих женщин, если имя не зарегистрировано как товарный знак, который действует на территории Российской Федерации, то никаких вопросов к издателям быть не может. Например, товарный знак "Мэрилин Монро" в России существует с 21.09.2010 г., но действует только в отношении пива, минеральной воды и алкогольной продукции.

Поэтому претензии к таким издателям вправе предъявлять только потомки людей, чьи имена были использованы, авторы, текст которых был взят без разрешения, и владельцы товарных знаков, которые действуют на территории России в отношении книжной продукции. Все остальное лежит в области недобросовестного маркетинга, но никак не правонарушения.

Тем более, что каждый человек может предпринять разумные и достаточные с его точки зрения меры, чтобы определить, приобретая такую "автобиографию", что известной женщиной она на самом деле написана не была".

DSC_0011(1)

Все догадываются — и все молчат

Продавец-консультант книжного магазина "Москва" Артем Перепеличенко "пробивает" книгу из серии "Уникальная автобиография женщины-эпохи" про Мэрилин Монро по электронной базе данных и на вопрос "Кто же значится ее автором?", смущенно улыбаясь, отвечает: "У нас значится, что автор — сама Мэрилин Монро. Но давайте я все-таки товароведа позову".

Товаровед Татьяна Рязанцева смущается еще сильнее и признается, что вопросы об авторстве этих книг и о том, почему в них не указан копирайт на оригинал, ей уже задавали. Кроме того, она сообщает, что хотя на книгах и стоит "бирка" издательства "Яузы-пресс", поставлять их вместе со всей своей продукцией продолжает по-прежнему "Эксмо" — между издательствами отношения подряда, в которые она не посвящена.

Татьяна Рязанцева обещает сделать официальный запрос в "Эксмо" и разобраться с ситуацией, но, судя по интонации, это обещание она дает не в первый раз. В итоге товаровед "Москвы" по-дружески советует: "У нас много хороших книг продается, читайте лучше их".

Кстати, о других книгах: "переводчик" этой серии Наталья Павлищева успевает заниматься не только переводами, но и писательством. В 2011-2012 годах она выпустила в серии "Историческая проза" 20 романов, в серии "Исторические приключения" — 10 романов, а еще биографию "Незнакомая Шанель. "В постели с врагом" и книгу "10 тысяч лет русской истории. От Потопа до Крещения Руси".

Такая производительность труда, само собой, наводит на мысли о том, что Наталья Павлищева трудится не в одиночку и что литературный процесс поставлен на поток.

На вопрос читательницы, кому же все-таки принадлежит авторство книг серии "Уникальная автобиография женщины-эпохи", Павлищева отвечает уклончиво: "Из-за крайне жестких условий контракта с издательством по поводу этой серии я не могу раскрывать никаких данных".

Литературный критик Анна Наринская считает, что серия поддельных автобиографий на российском рынке — явление не новое, и что это всего лишь одна из многочисленных гримас нашего книгоиздания: "Такое, к сожалению, происходит очень давно. И здесь, конечно, никто не будет судиться за Шанель. Тем более, что случаются гораздо более ужасные вещи, например, фальшивые автобиографии пишутся за недавно умерших людей. Это произошло, например, с Зиновием Гердтом".

Пока PublicPost разбирался в схемах обмана российских читателей, серия фальшивых автобиографий от издательства "Эксмо"-"Яуза-пресс" пополнилась еще одной книгой — "Вивьен Ли. Жизнь, рассказанная ею самой".


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments