dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Продолжая тему

Павлищева оказывается трудится в поте лица и не покладая рук.
Она пишет поддельные мемуары не только за Любовь Орлову. Ну а Яуза-Пресс публикует.
Оказывается, Яуза-Пресс это подразделение ЭКСМО. Значит наглые и бездарные подделки фабрикует крупнейшее российское издательство.
Всё это не укладывается в голове.


Originally posted by bravest_mask at Никогда не покупайте поддельных автобиографий

Знакомая серия?

12321

В зависимости от того, где покупать, – в солидном книжном или переходе – каждая книга обойдется от 250 до 400 рублей. И каждая из этих книг – бессовестная подделка. Расследование, которым я занималась на PublicPost в октябре 2012 года, отняло много времени, сил и даже денег – пришлось купить все существующие книги этой серии, чтобы ознакомиться с содержанием. Зато мы выяснили и доказали, что ни одна из них не имеет права называться "уникальной автобиографией женщины-эпохи". Что производство этих "автобиографий" литературными неграми поставлено на поток. И что жизнь и смерть великих женщин стали предметом фальсификации и наживы.

После публикации этого расследования вышла и нагло красуется на витринах еще одна такая же книга – про Фаину Раневскую. Представляю, как метко и нецензурно она бы охарактеризовала деляг из "Эксмо".

Чем фальшивая Мэрилин Монро отличается от фальшивой Prada

В каждом московском книжном магазине на полке, отведенной под мемуары, обнаруживается серия "Уникальная автобиография женщины-эпохи". Имена на плотных белых обложках набраны ярким шрифтом и сразу привлекают внимание: Элизабет Тейлор, Мэрилин Монро, Эдит Пиаф, Принцесса Диана, Коко Шанель, Одри Хепберн. Подзаголовок серии "Жизнь, рассказанная ею самой" сомнений как будто не оставляет: перед нами автобиографии самых известных женщин XX века. И все было бы хорошо, если бы эти автобиографии не были фальшивыми.


Выходить серия начала в издательстве "Эксмо", теперь ее публикует "Яуза-пресс", часть холдинга "Эксмо". На форумах интернет-магазинов и в ЖЖ книги обсуждаются бурно. Вот только речь идет не о литературных талантах великих женщин, а о том, что на самом деле никто из них, кроме Патрисии Каас (ее автобиография — единственная законная в этой серии) этих автобиографий не писал. И что у всех мемуаров этой серии один переводчик — Наталья Павлищева. А оригинальные источники, с которых она якобы выполняла переводы, в выходных данных книг не указаны вовсе.

"Неписаные" биографии

О том, что автобиография Элизабет Тейлор, изданная в серии "Уникальная автобиография женщины-эпохи", ее перу на самом деле не принадлежит, журналист Денис Сергеев, который пишет для глянцевых (life-style) изданий, узнал случайно.

"Для статьи мне нужно было уточнить некоторые факты про Элизабет Тейлор, я пошел в Ленинку и взял ее автобиографию, написанную якобы за год до смерти и изданную в этом году "Яузой-пресс". Это монолог, разделенный на главы и обращенный к ее близкому другу, Майклу Джексону. В смысле вживания в образ Тейлор это, на мой взгляд, стилистически безупречный текст: там и про звездную болезнь, и про алкоголизм, и вообще чувствуется, что пишет человек, который считает, что ему все позволено.

Читаю книгу, делаю записи и вдруг обнаруживаю сцену, где Тейлор приезжает со своим мужем Ричардом Бартоном к нему на родину в шахтерский город в Уэльсе. И там его сестра подает им лавовый хлеб, который Тейлор очень нравится.

Я давно пишу про еду, разбираюсь в этой теме, но никогда не слышал ни про какой лавовый хлеб в Англии. Я написал письмо знакомому кондитеру, просмотрел сайты уэльских пекарен, но никакой информации о лавовом хлебе все равно не обнаружил. Тогда я стал искать первоисточник — оригинальную книгу, с которой был сделан перевод, и понял, что его просто не существует в природе.

Позже оказалось, что в издании "Яузы-пресс" имеются и другие фактические ошибки: там говорится, например, что в 1982 году Элизабет Тейлор развелась со своим очередным мужем-сенатором, легла под нож хирурга и вернулась к прежней идеальной форме. На самом деле, похудеть ей удалось только к 1986 году — это легко проверить по записям ее интервью.

Из-за этого своего открытия я был страшно зол — меня обманули, обвели вокруг пальца, да еще наверняка обокрали саму Тейлор".

Что касается остальных книг серии и их авторства, то PublicPost не составило труда выяснить в открытых источниках: Коко Шанель никогда не писала автобиографии.

Официальная автобиография Эдит Пиаф называется "Колесо фортуны" и была написана в 1958 году, за пять лет до ее смерти, и на русском языке никогда не издавалась.

Одри Хепберн приняла решение не оставлять никаких воспоминаний, существуют только мемуары ее сына, изданные в 2005 году.

У принцессы Дианы автобиографии нет, но есть авторизированная биография, написанная английским журналистом и писателем Эндрю Мортоном и изданная в 1992 году. Однако ничего общего с изданием "Яузы-пресс" эта книга не имеет.

Про Мэрилин Монро выходил целый ряд книг: "Мэрилин Монро" известного биографа Дональда Спото, в сотрудничестве с голливудским сценаристом Беном Хетчем она сама написала книгу "Моя история", также была опубликована подборка ее последних слов и фотографий, собранных нью-йоркским фотографом Джорджем Баррисом. Тем не менее оригинала книги, которую издают в серии "Уникальная автобиография женщины-эпохи" за авторством самой Мэрилин Монро не существует.

В 2011 году издательство "Слово" выкупило права на перевод сборника дневников, стихов и писем Мэрилин Монро "Fragments: Poems, Intimate Notes, Letters" и выпустило русский вариант этой книги под названием "Мэрилин Монро. Жизнь, рассказанная ею самой".

По словам руководителя пресс-службы издательства "Слово" Анастасии Серовой-Залесской название "Жизнь, рассказанная ей самой" было придумано в "Слове" как альтернатива "Fragments: Poems, Intimate Notes, Letters". Запатентовано оно не было, и в "Эксмо", а затем в "Яузе-пресс" его, скорее всего, просто использовали в качестве подзаголовка к серии "Уникальная автобиография женщины-эпохи".

Что любопытно: когда в "Эксмо" дело дошло до издания книги о Мэрилин Монро, слово "жизнь" в общем подзаголовке серии (видимо, чтобы не было полного совпадения с названием книги "Слова") пришлось заменить. Получилось: "Страсть, рассказанная ею самой".

В издательстве "Слово" о махинациях "Эксмо" знают, но предъявлять претензии не собираются. Анастасия Серова-Залесская говорит: "При издании этих книг наши права нарушены не были. За разрешением на использование названия к нам никто не обращался. Оно не было зарегистрировано, поэтому наше разрешение и не требовалось. Что касается содержания книг: насколько нам известно, Мэрилин Монро, Коко Шанель и Одри Хепберн не писали автобиографий".

DSC_0047

"Эксмо" и "Яуза-пресс" — сложные отношения

На вопросы читателей о том, кто же на самом деле является авторами этих книг, издательство "Эксмо" отвечает так: "Книга "Патрисия Каас. Жизнь, рассказанная ею самой. Тень моего голоса" по договоренности с издательством "Яуза-пресс" выходила в данной серии, т. к. она (серия) пользуется большим успехом у российских читателей. И эта книга целиком и полностью является автобиографией Патрисии Каас. Однако к изданию всех прочих книг, вышедших в серии "Уникальная автобиография женщины-эпохи", "Эксмо" не имеет никакого отношения. Возможно, речь действительно идет о литературной мистификации".

Прессе оперативно комментировать ситуацию с серией в "Эксмо" отказываются, переключают на издательство "Яуза-пресс". А в пресс-службе "Яузы-пресс" сообщают, что издательство частью холдинга "Эксмо" не является, а автора у книг серии "Уникальная автобиография женщины-эпохи" попросту не существует.

Маленькое издательство "Яуза-пресс", безусловно, — часть издательского гиганта "Эксмо", у них даже адрес один и тот же. И никто не решается поднять голос против "Эксмо", которое всегда было большим издательством, а теперь, после поглощения им "АСТ", контролирует более 40% российского книжного рынка. "Яузу-пресс" "Эксмо" явно использует для публикации скандальных книжных серий: "Сталинист", "Вся правда о евреях", "Компромат.ru" и т. д.

Художественная вольность, нечестный пиар или преступление?

Юрист Андрей Семенов из Общества защиты прав потребителей ("Общественный контроль") считает, что сообщение ложных сведений об авторе книги и введение читателей в заблуждение — нарушение статей 10 и 12 Закона "О защите прав потребителей".

"Производитель и продавец обязаны предоставлять полную и достоверную информацию о товаре (о книге в том числе). Если информация предоставлена не полностью, либо она недостоверна, у потребителя есть полное право требовать возврата денег, уплаченных за этот товар, и, теоретически, требовать компенсации морального вреда".

А вот специалисты адвокатской конторы "Усков и Партнеры" в действиях издателей правонарушения не видят. А точнее — уверены, что по российскому законодательству привлечь их к какой-либо ответственности не представляется возможным.

"Фундаментальных запретов, связанных с книгоизданием, у нас не так много. Первый касается нарушения авторских прав — и это был бы наш случай, если бы у текста изначально существовал автор (например, если бы текст был собран из открытых источников). Второй запрет — публично-правовой, и он касается распространения порнографических и экстремистских материалов.

Поскольку мы понимаем, что эти биографии не подрывают государственного строя и не являются чистой порнографией, то, скорее всего, публикация таких книг никаких законов не нарушает.

А что касается авторских прав на использование имен этих женщин, если имя не зарегистрировано как товарный знак, который действует на территории Российской Федерации, то никаких вопросов к издателям быть не может. Например, товарный знак "Мэрилин Монро" в России существует с 21.09.2010 г., но действует только в отношении пива, минеральной воды и алкогольной продукции.

Поэтому претензии к таким издателям вправе предъявлять только потомки людей, чьи имена были использованы, авторы, текст которых был взят без разрешения, и владельцы товарных знаков, которые действуют на территории России в отношении книжной продукции. Все остальное лежит в области недобросовестного маркетинга, но никак не правонарушения.

Тем более, что каждый человек может предпринять разумные и достаточные с его точки зрения меры, чтобы определить, приобретая такую "автобиографию", что известной женщиной она на самом деле написана не была".

DSC_0011(1)

Все догадываются — и все молчат

Продавец-консультант книжного магазина "Москва" Артем Перепеличенко "пробивает" книгу из серии "Уникальная автобиография женщины-эпохи" про Мэрилин Монро по электронной базе данных и на вопрос "Кто же значится ее автором?", смущенно улыбаясь, отвечает: "У нас значится, что автор — сама Мэрилин Монро. Но давайте я все-таки товароведа позову".

Товаровед Татьяна Рязанцева смущается еще сильнее и признается, что вопросы об авторстве этих книг и о том, почему в них не указан копирайт на оригинал, ей уже задавали. Кроме того, она сообщает, что хотя на книгах и стоит "бирка" издательства "Яузы-пресс", поставлять их вместе со всей своей продукцией продолжает по-прежнему "Эксмо" — между издательствами отношения подряда, в которые она не посвящена.

Татьяна Рязанцева обещает сделать официальный запрос в "Эксмо" и разобраться с ситуацией, но, судя по интонации, это обещание она дает не в первый раз. В итоге товаровед "Москвы" по-дружески советует: "У нас много хороших книг продается, читайте лучше их".

Кстати, о других книгах: "переводчик" этой серии Наталья Павлищева успевает заниматься не только переводами, но и писательством. В 2011-2012 годах она выпустила в серии "Историческая проза" 20 романов, в серии "Исторические приключения" — 10 романов, а еще биографию "Незнакомая Шанель. "В постели с врагом" и книгу "10 тысяч лет русской истории. От Потопа до Крещения Руси".

Такая производительность труда, само собой, наводит на мысли о том, что Наталья Павлищева трудится не в одиночку и что литературный процесс поставлен на поток.

На вопрос читательницы, кому же все-таки принадлежит авторство книг серии "Уникальная автобиография женщины-эпохи", Павлищева отвечает уклончиво: "Из-за крайне жестких условий контракта с издательством по поводу этой серии я не могу раскрывать никаких данных".

Литературный критик Анна Наринская считает, что серия поддельных автобиографий на российском рынке — явление не новое, и что это всего лишь одна из многочисленных гримас нашего книгоиздания: "Такое, к сожалению, происходит очень давно. И здесь, конечно, никто не будет судиться за Шанель. Тем более, что случаются гораздо более ужасные вещи, например, фальшивые автобиографии пишутся за недавно умерших людей. Это произошло, например, с Зиновием Гердтом".

Пока PublicPost разбирался в схемах обмана российских читателей, серия фальшивых автобиографий от издательства "Эксмо"-"Яуза-пресс" пополнилась еще одной книгой — "Вивьен Ли. Жизнь, рассказанная ею самой".


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments