dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Лилит


Лилит, которую выбрал Оскар для показа в своем докладе


В воскресенье было очередное заседание клуба. На нем Оскар Хуторянский прочел длинный доклад: "Демоны и ангелы в Каббале".
У нас обычный регламент - 25 минут, он сразу попросил больше и едва уложился в 45 минут.
Но доклад был интересный, хоть ангельская часть доклада меня не сильно интересовала. Не люблю ангелов.
У меня нет текста доклада, поэтому я здесь не собираюсь его ставить, не говоря уже об объеме.
Главное, что я не знал и узнал, благодаря Оскару, это то, что Сатана и скажем Вельзевул или Асмодей, это не одно и то же.
Я по своему невежеству считал, что просто у дьявола существует много имен. Но это не так, демонов - много.
Я например, понял, что только Сатана может быть назван еще одним именем - Люцифер. Т.е. это один и тот же персонаж, падший ангел, который был преисполнен гордыни и вздумал сражаться с самим Богом. Но ангельское войско во главе с главнокомандующим, архангелом Михаилом, победило Люцифера и низвергло его в Ад.
(А не залупайся)

Оскар довольно много говорил о Самаэле, которого в христианской традиции нет, зато в еврейской он очень активен.

В каббале Самаэль считается Ангелом Смерти. В Мишне, Самаэль обозначен как ангел-хранитель Эдема.
Он ответствен за грехопадение Евы, которая от Самаэля родила Каина

Получается, что Ева сразу же начала изменять Адаму? Или Самаэль у неё был первым и замуж за Адама она уже вышла не будучи девственницей?
Я, честно говоря, в этом не разобрался. Но с Адамом и его семейной жизнью тоже не всё так просто. Об этом - ниже, когда я буду писать о Лилит.

Ещё Оскар говорил о классификация демонов по связи с семью грехами

Этот вид классификации основывался на той мысли, что демоны подстрекают человека к грехам. Так, в 1589 году демонолог П.Бинсфельд дал такую связь высших демонов с пороками:

Люцифер — гордыня;
Мамона — алчность;
Асмодей — похоть;
Сатана — гнев;
Вельзевул — чревоугодие;
Левиафан — зависть;
Бельфегор — лень.


В этой классификации Люцифер и Сатана уже разные персонажи. Очень запутано все. Жаль, что знатоки демонов друг с другом не обменивались информацией и единую точку зрения на Who is Who - не выработали.

В самом докладе, Оскар как раз выходит за рамки демонов Каббалы, он рассказал многое из того, что не из Каббалы взято.
Главное, что меня заинтересовало в докладе Оскара, это образ женской демоницы - Лилит. Часть моей заинтересованности ещё можно отнести к тому, что на экране возникла голая женщина с довольно соблазнительной фигурой. Высокая. С длинными распущенными волосами.
Это очень шикарно и очень... не буду уточнять что.

Конечно мне захотелось побольше узнать об этой красавице, Оскар ведь говорил о многих персонажах демонологии, Лилит - одна из...
Очень много материала о Лилит в Сети, но я нашел интересный и концентрированный текст, там главное.
Прежде чем показать этот текст, хочу обратить ваше внимание на то, что Лилит была у Адама еще до Евы, т.е. это первая жена Адама.
Я не знал, что Адам успел до Евы немножко поджениться на Лилит. И Ева спала с Самаэлем и Адам с Лилит, а я-то думал, что они знали только друг друга в постели.
И уважал их за их крепкую и единственную семью.
Копирую текст о длинноволосой красавице вот отсюда:
http://myfhology.info/monsters/demons/l/demon-lilit.html


Лилит (лат. Lamia, связывается с евр. Lyl, «ночь») - Ибо до Евы была Лилит»,— гласит «древнееврейский текст.

Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828—1882), и он написал поэму «Райская обитель».

Лилит была змея, она была первой женой Адама и подарила ему
Существ, что извивались в рощах и в воде, Сверкающих сынов, блестящих дочерей.


Еву Бог создал потом; чтобы отомстить женщине, жене Адама, Лилит уговорила ее отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля.
Такова первоначальная форма мифа, которой следовал и которую развил Россетти.


Всё, что выделено красным цветом, фантазии неизвестного автора с сайта. Никакой поэмы "Райская обитель" не существует. Россети действительно написал о Лилит в небольшом сонете. Он назывался по-другому. А вообще, Россети весьма интересная фигура, я специально расскажу о нём и об этом сонете, который я приведу целиком, а может быть даже переведу на русский именно как стихи в следующей записи.



В течение средних веков под влиянием слова «лайил», что на древнееврейском означает «ночь», легенда приняла другой оборот. Лилит стала уже не змеей, а духом ночи. Иногда она — ангел, ведающий рождением людей, иногда демон, который осаждает спящих в одиночку или бредущих по дороге одиноких путников. В народном воображении она предстает в виде высокой молчаливой женщины с длинными черными распущенными волосами.

Лилит - часто в форме множественного числа не только женского, но и мужского рода; злой дух, обычно женского пола, в иудейской демонологии.
В Библии упоминается однажды (Исайя 34, 14; ). Имя восходит к именам трёх шумерских демонов: Лилу, Лилиту и Ардат Лили; первый и второй - инкуб и суккуб. В роли суккуба Лилит выступает и в еврейской традиции: она овладевает мужчинами против их воли с целью родить от них детей. Поэтому Талмуд («Шаббат» 151 б) не рекомендует мужчинам ночевать в доме одним. Адам и Ева, будучи в «отлучении» в течение 130 лет, породили духов, дивов и лилит (множ. число муж. рода), сожительствуя с ними («Берешит рабба» 20; «Эрубин» 18 б). Однако в иудейском быту Лилит особенно известна как вредительница деторождения (ср. Ламашту). Считалось, что Лилит не только наводит порчу на младенцев и изводит их, но похищает (пьёт кровь новорожденных и высасывает мозг из костей) и подменяет их; ей также приписывались порча рожениц и бесплодие женщин. Согласно Талмуду, Лилит волосатая («Эрубин» 18 б), крылатая («Нидда» 24 б), она - мать Ахримана («Баба Батра» 7 За). В арамейском переводе кн. Иова (1, 15) слово «Саба» переведено как «Лилит, царица Змаргада» (изумруда; вероятно, отождествление с царицей Савской).
Согласно одному преданию, Лилит была первой женой Адама: бог, сотворив Адама, сделал ему из глины жену и назвал её Лилит. У Адама с Лилит сразу же возник спор.
Лилит утверждала, что они равны, так как оба сделаны из глины; не сумев убедить Адама, она улетела.

Моё уточнение:

В связи с тем, что Лилит была первой женщиной, которая боролась за равные права с мужчиной, в курсах по феминизму она - первый герой движения.
Я нашел этот факт, когда искал текст Россети.
Вот здесь о Лилит, первой феминистке, вместе со стихами Россети:
http://feminism.eserver.org/theory/papers/lilith/bodybeau.html

В Красном море её настигли три ангела, посланные богом. Лилит отказалась вернуться и заявила, что создана, чтобы вредить новорожденным. Ангелы взяли с неё клятву в том, что она не войдёт в дом, в котором увидит их самих или их имена. Она приняла на себя наказание: отныне будут ежедневно умирать сто из её детей. В одном из заговоров для роженицы и новорожденных (в каббалистической книге «Разиэл», 13 в.), который повторяет этот сюжет, вместо Лилит выступает Первая Ева. Первая Ева упоминается и в «Берешит рабба» 12: о ней говорится, что она обратилась в прах еще до сотворения Евы. Согласно «Зогар» (11, 267 б), Лилит стала женой Самаэля, матерью демонов. Один из наиболее распространенных текстов заговоров для роженицы (известный на многих языках народов Ближнего Востока и Восточной Европы и применяемый позже против дурного глаза и разных болезней) рассказывает, как некий святой (Илья, Михаил, Сисиний и др.) в дороге (часто - спускаясь с горы) встретил ведьму (часто - у моря) и спросил, куда она направляется. Услышав, что она идёт в дом роженицы с целью повредить ей, он заставил её назвать все свои 9 (12, 40) имен и поклясться, что она не повредит роженице и младенцу, если увидит в доме все свои имена. Амулеты и заговоры для рожениц против Лилит должны были содержать не только имена трёх ангелов (пытавшихся возвратить Лилит), но и имена самой Лилит [некоторые из них: Батна (евр.-арам., «чрево»), Одем («краснота»), Аморфо (греч., «не имеющий формы»), «Мать, удушающая дитя», имя из сирийского текста]. Тексты заклинаний арамейских и мандейских магических чаш используют против Лилит формулу развода (свидетельство того, что Лилит воспринималась и как суккуб). Лилиты во главе с их матерью и предводительницей Руха (дух) часто упоминаются в мандейских текстах.
Благодаря большому интересу к каббале в Европе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно европейской литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Такое представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе (хотя в еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с ее способностью менять свой облик). Известны, например, рассказы о том, как Лилит в облике царицы Савской соблазнила бедняка из Вормса. О каббалисте Иосифе делла Рейна рассказывали, что он добровольно предался Лилит. Представление о прекрасной, магически соблазнительной Лилит лежит в основе рассказа Анатоля Франса «Дочь Лилит» и поэмы А. Исаакяна «Лилит», где прекрасная, «неземная», сделанная из огня Лилит противопоставляется «простой», обыденной Еве. Такое же противопоставление Лилит Еве выступает в стихотворении Цветаевой «Попытка ревности». Шотландскому писателю Дж. Макдональду принадлежит роман «Лилит»

Лилит входила в число десяти архидьяволов.

Строки из «Фауста» Гёте о Лилит.

Ф а у с т

Кто там?

М е ф и с т о ф е л ь

Лилит.

Ф а у с т

На мой вопрос,
Пожалуйста, ответь мне прямо.
Кто?

М е ф и с т о ф е л ь

Первая жена Адама.
Весь туалет её из кос.
Остерегись её волос:
Она не одного подростка
Сгубила этою причёской.

Отрывок из Библии с упоминанием Лилит.

14. И звери пустыни будут встречаться с дикими
кошками, и шедим* будут перекликаться один с
другим; там будет отдыхать Лилит**и находить себе
покой.
(Книга пророка Исайи, 34-я глава)

*В синодальном переводе – «лешие»
**В синодальном переводе – «ночное приведение»

Отрывок из «Еврея Зюсса», Лиона Фейхтвангера.

Зато она жадно и со скрытым страхом выслушала рассказ Зюсса о повелительнице демонов Лилит, первой жене Адама. Она, эта длинноволосая, крылатая первая жена Адама, не поладила со своим супругом, плотская близость с ним не дала ей тех радостей, которых она желала. Тогда она с помощью колдовства, произнеся запретное имя божье, улетела в Египет, страну злых чар. С той поры, возненавидя Еву и всякое здоровое супружество, она стала накликать на рожениц и на младенцев проклятия и злые напасти. Но в Египте её настигли посланные богом ей вослед три ангела – Сеной, Сансеной и Семангелоф. Сначала они хотели её утопить; но потом отпустили на свободу, заставив покляться клятвой демонов, что она не станет приносить вред ни роженице, ни младенцу, охраняемым именами трёх ангелов. Вот почему иудейские роженицы имеют при себе амулеты с именами трёх ангелов.

Отрывок из стихотворения Марины Цветаевой «Попытка ревности».

Как живётся вам с товаром
Рыночным? Оброк – крутой?
После мраморов Каррары
Как живётся вам с трухой

Гипсовой? (Из глыбы высечен
Бог – и начисто разбит!)
Как живётся вам с стотысячной –
Вам, познавшему Лилит!

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments