dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

А нас за що? (UPDATE!!!)


(Продолжение еврейско-украинского диалога)

 -Микола пiдемо жидiв бити.
-Та нi, не пiду.
-Чому?
-А якщо вони нас?
-А нас за що?

Моя боевая подруга, почитав комментарии моих новых оппонентов, супругов из Киева, Терезы Славович и Глеба Ситько, спросила меня:

 - Зачем ты общаешься с ними, зачем ты затеваешь с ними дискуссии? Это враги, с ними не о чем разговаривать.

Примерно так же прореагировал мой двоюродный брат Игорь. Он мне написал:

Их невозможно убедить рациональными аргументами. Не связывайся!

Я с ней не согласился и объяснил почему. С Игорем я тоже не соглашаюсь.
Попробую воспроизвести здесь почему я с ними не согласен, т.е. причину попыток диалога.
Мои единомышленники и соплеменники не всегда меня балуют глубиной аргументации и обширностью познаний в том, что касается еврейской истории. Впрочем, Игорь - исключение, он серьезно этим занимается уже много лет и опубликовал на сайте "Заметки по еврейской истории" очень интересные работы:
http://berkovich-zametki.com/Avtory/Yudovich.htm
Но, увы, он, чуть ли не единственный. Остальные не сильно углубляются в дебри времени, тем более, что в дебрях этих для моего народа много грустного и просто страшного.
Тем не менее, я уже знаю много и не только благодаря моему двоюродному брату. А еще и благодаря моим резко настроенным против евреев оппонентам. Они интересуются историей своего народа, они ищут в этой истории доказательства вины евреев в бедах своего народа, они читают много и пишут много, а я, когда общаюсь с ними, "фильтрую базар" и нахожу то, что я сам не знал.
Так что именно юдофобы будоражат мысль и заставляют копаться в первоисточниках. В этом для меня явное положительное влияние дискуссий с ними. Но и это еще не все. Я не могу тех, кто вступает в какое-то подобие цивилизованной дискуссии, однозначно считать врагами. Да, они враждебно настроены к евреям и ищут доказательства их вины, но, в то же время, они что-то хотят знать и что-то ищут, в отличие от зоологических тупых антисемитов. Им ничего знать не надо и они ничего не ищут. Им все и так ясно. Хоть антисемиты украинские чуть отличаются от антисемитов русских. Это отличие я почерпнул из еще одного украинского анекдота, первый я привел как эпиграф:

Идет русский черносотенец и несет плакат с лозунгом: "БЕЙ ЖИДОВ, СПАСАЙ РОССИЮ!"
А назустріч йому йдуть два куми. Один каже:
- Гляньте, куме, яка гарна ідея!
- Так… ІДЕЯ ХОРОША... ТІЛЬКИ МЕТА БЕЗГЛУЗДА.

Ладно, я отвлекся. Так вот, те, кто интересуется, это уже не враги, мне кажется. Они - политические и идеологические соперники моих соплеменников. Они хотят, чтобы их страна и их народ оказались морально безупречными, что по-человечески понятно. И они отстаивают эту безупречность в дискуссиях с теми, кто на нее посягает. Это уже не вражда, это соперничество. Мы ведь сегодня не стреляем друг в друга. Более того, ни я ни мои оппоненты не собираемся это делать в будущем. Прошлое должно быть преодолено, просто каждый из нас для его преодоления хочет расставить свои точки над своими i.
Вот почему, когда я сегодня утром увидел, что Тереза и Глеб зафрендили меня, я тоже их зафрендил. Друзьями мы не станем, мы по разные стороны идеологических и исторических баррикад, но френдами, почему нет?

Ну а теперь выношу в эту отдельную запись последний по времени фрагмент нашей дискуссии.

 


[info]dandorfman
2011-01-18 12:32 pm UTC (ссылка) СтеретьЗаморозитьСкрытьОтслеживать <input ... >
Тереза Славович, так зовут девушку, которая вдохновила меня на мою запись, журналист и поэт.
Вот здесь она поставила часть поэмы про Устима Кармелюка. Неплохо, по-моему.
http://terezas.livejournal.com/113414.html
Про ее отношение к украинским евреям Вы уже поняли. Я решил ей посоветовать раскрыть тему и там же, у нее в ЖЖ, посоветовал ей написать книгу этих евреев разоблачающую, чтобы было точно понятно за что их убивали и Хмельницкий с Кривоносом, и люди Гонты и Зализняка и петлюровцы и полицаи. Как бы полностью разоблачить их.
Она на это ответила так, цитирую полностью(у меня в ЖЖ она не хочет вступать в дискуссию):
===========
Благодарю Вас за хороший, а главное - Длиииииинный комментарий.
Насчет книги, которую Вы мне рекомендуете написать. Люди - не самый лучший биологический вид на земле, но один из самых моих любимых видов, так уж сложилось, поэтому я не слишком люблю, когда на них кто-то наезжает.
Если Вы хотите прочитать хорошую книжку против евреев, рекомендую "Борислав сміється" Ивана Франко, где описывается героическая борьба рабочего класса Украины против жидов. Кстати Петлюра, который тоже был социалистом, никогда не был антисемитом, даже в его правительстве работали евреи.
Преклоняюсь перед Вашим близким к разложению возрасту и желаю меньше рефлексировать, а также не мешать людям совершать их ошибки.Для этого есть редактор, корректор и, наконец, прокурор, а Вы ни первым, ни вторым, ни третьим, надеюсь, не являетесь. И зарплату мне не платите. Но, если появятся варианты, пишите, обсудим.
А вообще, комментарий, писал мой муж, которому сорок лет, он увлекается историей))))
==============
Самое интересное, что оказывается муж писал, а не она.
Жаль, что муж прячется под именем жены. Не по-мужски это как-то.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

 


[info]terezas
2011-01-18 10:22 pm UTC (ссылка) СтеретьЗаморозитьСкрытьОтслеживать <input ... >
Я не прячусь, просто у меня нет аккаунта. Честно говоря, не понимаю Вашей бурной реакции. Аренда евреями православных церквей - факт общеизвестный и общепризнанный, упоминаемый, в частности, автором "Истории Русов". Когда я написал "кровопийцы", то имел ввиду мнение украинских крестьян того времени, по-моему, это было очевидно. Наличие еврейских "ростовщиков", думаю, вы тоже не станите отрицать, как и то, что у народа могли быть основания их недолюбливать. После введения Унии православное население Жечи Посполитой действительно оказалось в более бесправном положении, чем даже евреи, и вполне могли найтись люди, готовые позлорадствовать по этому поводу, не идеализируйте своих единоплеменников. Повторяю, я не считаю действия своих предков правильными и адекватными, за этот кошмар мой народ расплачивается до сих пор. Я лишь настаиваю, что они были небеспричинны. Представьте себе, вот идёте Вы по улице, и вдруг некто незнакомый плюёт Вам в лицо. Вы, естественно, бросаетесь на обидчика и наносите ему телесные повреждения. Потом, сидя в милиции, вы понимаете, что переборщили, но думаете, что, исходя из ситуации, Вас должны понять. Тут выясняется, кто-то заснял произошедшее на плёнку, только нажал на кнопку уже после плевка. И получается, будто Вы ни с того, ни с сего избили ни в чём не повинного человека. Вот так пытаются преподнести мой народ мировой общественности, против чего я, разумеется, возражаю. Кстати, Вы так и не ответили про Исуса Наввина. Вспомните, как евреи стирали с лица земли целые народы по пути к земле обетованной. Тут не важно, когда это было и было ли вообще, это действие записано в програмном документе иудеев и т.н. "христиан" как проявление абсолютного добра.
Вернёмся к Катьке. Думаю, козаки облили бы её памятник не только краской. В своём рассказе Вы умолчали, что в то самое время, когда они воевали в рядах русской армии с турками и татарами, царские войска обложили Сечь, где оставалась только малая залога, ведь все были на войне. Циничная царица и повода не удосужилась придумать, просто "они всегда противились моим августейшим повелениям". А козаки даже сопротивления не оказали, их удержали старшина и духовенство. Ну, как же, братья... Вот и получили русские генералы звёзды и медали, евреи - Одессу, а козаки - тюрьмы, плахи и ссылки. Потом эта гадина издала манифест "О вольностях дворянства" где, фактически, уровняла русских и украинских крестьян с римскими рабами, позволив продавать их без земли. Но евреи не были ни козаками, ни крепостными, поэтому, как я понял, Вас сей вопрос не волнует.
Хотя нет, вру. В "Истории Русов" упоминается запорожец еврейского происхождения Крыжановский. Кстати, у меня есть друг, киевский поэт с такой же фамилией и тоже еврей. Так что не так всё однозначно, как пишут пропольские источники, которым Вы явно отдаёте предпочтение.
Глеб Ситько

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

 

И вот когда Глеб написал про "Историю русов", как вызывающий доверие источник, источник, который разоблачает евреев, я и занялся поисками этого источника. Помог мне в этом не только GOOGLE, но и Александр Сергеевич Пушкин.
Именно он написал восторженную статью об этой книге.
Полностью Вы можете прочесть текст Пушкина с обширными цитатами из "Истории русов" здесь:
http://www.rvb.ru/pushkin/01text/07criticism/01criticism/0436sovr/0945.htm

Для тех, кто не пойдет по ссылке вкратце объясняю, что книга сия (попал под обаяние цитируемого материала) написана в конце XVIII-го столетия. Ее полное название: "История русов или Малой России".
Т.е., на самом деле, это история Украины, потому что Малая Россия или Малороссия, это другое название Украины.
Ее авторство не до конца выяснено, Пушкин считал автором Георгия Конисского, потом выяснилось, что эту книгу написал не он.
Подробнее о ней вы можете прочесть в ВИКИ.
 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BE%D0%B2_%D0%B8%D0%BB%D0%B8_%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B9_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
Мой оппонент полностью этой книге доверяет и считает ее надежным источником.
Он не оригинален, это практически общепринятая точка зрения об этой книге в сегодняшней Украине.
Вот цитата из ВИКИ:
Историк литературы Валерий Шевчук, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко, в своем труде «Неразгаданные тайны „Истории русов“» делает вывод, что это выдающийся[16] образец украинской национально-политической мысли XVIII столетия. Под воздействием[16] этого труда Александр Пушкин писал свою «Полтаву», Николай Гоголь пользовался[16] этим трудом при написании «Тараса Бульбы», Тарас Шевченко брал[16] для своих произведений сюжеты из «Истории русов». По мнению Михаила Драгоманова, к ним относятся произведения Шевченко «Сон» («Із города із Глухова»), «Великий льох», «Іржавець», «У неділеньку святую» и др.

Есть другое мнение о ней, правда, это мнение врага украинцев, поляка.
К сожалению, прочитав некоторые отрывки из книги, я склоняюсь к тому, что прав именно враг, который написал об этой книге следующее:
Польский историк Тадеуш Коржон, считает, что «История русов» — не подлинная летопись, а "злобный политический пасквиль, рассчитанный на полное невежество русской публики"

Почему же я не согласен с тем, что "История русов", это надежный источник, которому можно доверять?
Для того, чтобы понять это, я процитирую саму "Историю русов":

Русские церкви несогласовавшихся на унию прихожан отданы жидам в аренду, и получена за всякую в них отправку денежная плата от одного до пяти талеров, а за крещение младенцев и похороны мертвых от одного до четырех талеров. Жиды, яко непримиримые враги христианства, сии вселенские бродяги и притча в человечестве, с восхищением принялись за такое надежное для них скверноприбытчество и тотчас ключи церковные и веревки колокольные отобрали к себе в корчмы. При всякой требе христианской повинен ктитор идти к жиду торжиться с ним и, по важности отправы, платить за нее и выпросить ключи; а жид при том, насмеявшись довольно богослужению христианскому и прехуливши все, христианами чинимое, называя его языческим, или по их гойским, приказывал ктитору возвращать ему ключи, с клятвою, что ничего в запись не отказано
...
Наконец, ограбив все церкви благочестивые русские, отдали их в аренду жидам, и утварь церковную, как-то: потиры, дискосы, ризы, стихари и все другие вещи распродали и пропили тем же жидам, кои из серебра церковного поделали себе посуду и убранство, а ризы и стихари перешили на платье жидовкам; а сии тем перед христианами хвастались, показывая нагрудники, на коих видны знаки нашитых крестов, ими сорванных. И таким образом Малороссия доведена была поляками до последнего разорения и изнеможения, и все в ней подобилось тогда некоему хаосу или смешению, грозящему последним разрушением. Никто из жителей не знал и не был обнадежен, кому принадлежит имение его, семейство и самое бытие их, и долго ли оно продлится? Всякий с потерянием имущества своего искал покровительства то у попов римских и униатских, то у жидов, их единомышленников, а своих непримиримых врагов, и не мог придумать за что схватиться».

Итак, жиды - непримиримые враги христианства. Жидовки перед христианами хвастались, показывая нагрудники, на коих видны знаки нашитых крестов, ими сорванных.

Ну и т.д. и т.п.

Перед нами вполне традиционный антисемитский памфлет и по стилю и по содержанию. И, поэтому, я не могу подобный текст принять, как работу историка.
Мне этот текст напоминает знаменитый "Диспут" Гейне.
Великий поэт так передает выступление францисканца на диспуте с раввином:

О евреи, вы — гиены,
Кровожадные волчицы,
Разрываете могилу,
Чтобы трупом насладиться.

О евреи — павианы
И сычи ночного мира,
Вы страшнее носорогов,
Вы — подобие вампира.

Вы мышей летучих стая,
Вы вороны и химеры,
Филины и василиски,
Тварь ночная, изуверы.

Вы гадюки и медянки,
Жабы, крысы, совы, змеи!
И суровый гнев господень
Покарает вас, злодеи!

Учитывая стиль и содержание "Истории русов" во всем, что касается евреев, можно было решить, что там все выдумка, ведь писал этот текст человек, ненависть которого к евреям была очевидна и не вызывающая никакого сомнения. Т.е. человек, который просто свою ненависть изливал в диком нагромождении злобной лжи.
Разумеется, евреи не были врагами христиан. Разумеется, можно было окончательно потерять разум, чтобы хвастаться одеждой сшитой из риз, да еще со споротыми крестами. Еврейские женщины никогда этого не делали. Разумеется, все это злобные выдумки. Единственными врагами, с которым сражались в те времена евреи, были голод и нищета.
Люди подобные автору "Истории русов" не оригинальны, автор был идеологом, а почти любой идеологии нужны внешние враги.
Бывает, что это враги реальные. У Москвы и православных козаков Украины действительно польские католики были реальными врагами и соперниками. Евреи же реальными врагами не были, они просто выполняли роль врагов.
Как это часто бывало в разных концах Земли. Они были очень удобными врагами. И убивать их можно было практически безнаказанно.
И грабить - тоже. А книги, подобные "Истории русов" все это оправдывали и поощряли.
Тем не менее, автор этой книги все-таки не полностью оклеветал украинских евреев, кое-какие факты действительно имели место. Процитирую уже еврейские источники:

http://www.lechaim.ru/ARHIV/218/elkin.htm

Полновластными хозяевами страны стали могущественные магнаты, владевшие огромными латифундиями по всей стране, в том числе и на Украине. Поэтому евреи могли селиться в восточных воеводствах лишь на условиях, удобных и выгодных панам. А те были готовы терпеть евреев преимущественно в роли посредников между собой и эксплуатируемым крестьянством. Проще говоря, за определенную сумму шляхтич сдавал мельницу, шинок или все имение в аренду какому-нибудь Янкелю, а тот уже должен был крутиться, чтобы выручить с арендуемой собственности деньги, которые позволили бы ему расплатиться с паном, и самому получить прибыль.

Много ли прибыли имел Янкель с такой аренды? Судя по бесчисленным еврейским историям о бедняге-арендаторе, которому нечем расплатиться с «парицем», не очень. Однако украинские крестьяне этого, разумеется, не знали. И одинаково ненавидели и пана, именем которого с них драли семь шкур, и его еврейского агента.

И если бы дело ограничивалось только эксплуатацией. Со школьной скамьи мы помним казака из гоголевского «Тараса Бульбы», который жаловался запорожцам, что «уже церкви святые теперь не наши, теперь у жидов они на аренде, если жиду вперед не заплатишь, то и  обедни нельзя править». К сожалению, это не поклеп: в погоне за прибылью польские помещики сдавали в аренду не только свои имения, но и расположенные в них православные церкви.

Таким образом, это уже факты, а не домыслы антисемита. Евреи действительно были конечным элементом эксплуатации украинского крестьянства. И они действительно вместе с остальным имуществом, принадлежащим магнату, арендовали и православные церкви.
Здесь автор "Истории русов", получается, ничего не придумал, что было, то было.
В этой цитате есть одна неточность:

И одинаково ненавидели и пана, именем которого с них драли семь шкур, и его еврейского агента.

Пана большинство из них никогда в глаза не видело, поэтому никаких особых чувств к пану, который неизвестно где и неизвестно как выглядит, они не питали. Они видели еврея, который и хотел с них получить деньги. То, что самому еврею из этих денег оставался пшик, их не волновало. Кстати, их можно понять, почему им надо было думать о том, какую часть денег оставит себе еврей, он-то у них забирал все или почти все. Т.е. религиозный конфликт, ведь евреи были агентами ненавистных православным крестьянам католиков-панов, усугублялся социальным. Тем не менее, участники этого конфликта с еврейской стороны никакими врагами христиан не были, у них не было никакой ненависти к православным, до тех пор, пока эти православные нe начали их убивать. Ненависть к убийцам, скорее всего у евреев появилась, но это очень естественное чувство.

Я не затронул еще несколько тем, которые поднял Глеб в своем комментарии.
Увы, моя запись получилась и так слишком большой, если читателей моего журнала и моих оппонентов заинтересует продолжение диалога, я напишу в следующей записи и об Екатерине, и о Запорожской Сети, и о национальной украинской идее. И о том, ка все это связано, а главным образом, как это не связано. Потому что создание самостоятельной страны с таким именем пришло в голову отдельным украинским интеллигентам только в девятнадцатом веке, ни Хмельницкий, ни запорожцы, понятия не имели, что они - украинцы и что должна возникнуть страна с таким названием. Но об этом, может быть, в другой раз. 

============================================================================================
Игорь, о котором я написал в этом тексте, поставил к предыдущей записи три Важных комментария.
Т.к. никто кроме хозяина ЖЖ не читает комментарии к старой записи, я решил скопировать эти комментарии в свежую запись, чтобы все с ними ознакомились.
Они полностью закрывают тему подлинности "Истории русов" в том, что касается евреев.
Можно было бы сказать, что Игорь поставил крест на споре о подлинности событий, описанных в "Истории русов", но... учитывая его информацию, надо бы написать, он поставил не крест, а круг. Почему "круг", вы узнаете.
Теперь ясно где лжет автор этой как бы Истории.
Я не знал, что собой представляла одежда православных священников, поэтому ничего по этому поводу не мог возразить.
Кроме того, я не знал, насколько дикой для тогдашних евреев может быть сама мысль носить одежду, где были кресты или следы крестов. Так что прав оказался польский критик "Истории русов", это действительно злобный и лживый памфлет.
Я понимаю, что поляки тоже нашли свои вопиющие несоответствия в этом тексте с настоящей историей, но... это их дело: показывать, где врет автор "Истории русов", когда он пишет о поляках. То, как он врет о евреях Вы можете прочесть ниже:


[info]igormy
2011-01-20 08:41 pm UTC (ссылка) СтеретьЗаморозитьСкрытьОтслеживать <input ... >
Дан, глубоко убежден, что человека, написавшего «да ещё и норовили поиздеваться, сшить, к примеру, себе лапсердак из рясы священника с крестом на попе» исправить невозможно. Ну, для начала, как это не окажется новостью для твоего оппонента, ряса православного священника в 18 веке представляла из себя ткань серого цвете БЕЗ всяких украшения, вышивок и прочего. То есть, никаких крестов НА ней не было. Во-вторых, и это удивительно, что твой оппонент этого не знает, для евреев употребление креста где бы то ни было являлось тягчайшим запретом, грехом, преступлением. Такого просто не могло быть никогда. Даже под документами, например, во время переписи неграмотные евреи ставили кружок, а не крестик. То же самое на любых юридических документах той эпохи. (продолжение следует)

(Ответить)

 

[info]igormy
2011-01-20 08:43 pm UTC (ссылка) СтеретьЗаморозитьСкрытьОтслеживать <input ... >
Лучшим и самым полным источником информации я бы рекомендовал книгу великого английского историка Пола Джонсона ("History of Jew" by Paul Johnson). Этой теме посвящены стр.250-260 его книги, последние из них - восстанию Хмельницкого.


Да, поляки сдавали как правило богатым евреям в аренду земли вместе с церквами, мельницами, магазинами и прочим. Такая была практика времени и места. Богатые евреи обычно сдавали в под-аренду часть своей аренды своим более бедным родственникам, те часто сдавали некоторые ее части своим еще более бедным родственникам. Обыкновенный капитализм, к которому на Украине не были готовы, как, впрочем, и сейчас. Нормы прибыли были жестокими. Согласно Джонсону, поляки обычно забирали 70-75% прибыли. Остальное шло арендаторам (которые сдирали три шкуры со своих субарендаторов) И на развитие штетлов (некоторые штетлы даже имели каменные мостовые!), строительство синагог и на развитие бизнеса (например, некоторые евреи строили свои шхуны для перевозки зерна в северные порты). Проблемой большой был религиозный разлад: владельцы земли - католики, арендаторы - евреи, крестьяне - православные. Ненависть к католикам выливалась на евреев: католиков-землевладельцев средний крестьянин никогда не видел, он обычно не видел и варшавских евреев.
Евреи видели надвигающуюся катастрофу (в 1702 году даже собрали совет, где решали как улучшить отношения с украинцами и много для этого сделали), даже строили синагоги в виде крепостей, с амбразурами и пушками на крыше, но их было слишком мало в этом море ненависти. В результате, хмельнищина привела к гибели примерно одной трети евреев Украины, около 100 тысяч человек и примерно 700 населенных пунктов. Только три раза в истории погибала до трети евреев в большом географическом регионе: в Палестине в 68-71, на Украине в 1648-49 и в Европе при Гитлере.
Надо отметить два момента. Не все поляки пользовались евреями-арендаторами. В этом случае все налоги (с церквей, к примеру) были точно такими же. То же самое было в случае украинцев-арендаторов. Второе, население Восточной Европы в конце 17 – первой половине 18 века бурно росло. Не буду приводить цифры, их легко найти. Но внутри основной христианской массы еще более быстро росло еврейское население. Наверно, сказывалась общая гигиена, не знаю. Этот рост привел к экономическому давлению на католический средний класс в городах. Городские ремесленники и торговцы были гораздо ближе к власти, чем помещики в провинциях. В результате давления на власть, последняя стала вытеснять евреев из городов. Твой оппонент, не знает, но король продавал некоторым городам лицензию – за очень большие деньги, кстати – на юден-фрай. Таких городов со временем стало несколько десятков, Краков был одним из них (одно время). Все это способствовало увеличению евреев в сельской местности и необходимости прокормиться любым способом НЕ ИМЕЯ ЗЕМЛИ. То есть, евреи были поставлены поляками в условия, когда для самого выживания у них остался только ОДИН способ – драть шкуру с украинцев.
Очень важный момент привел к восстанию Хмельницкого. Как я уже сказал, население Восточной Европы бурно росло. Но я не сказал почему. Потому, что бурно росло население Западной Европы, для прокорма которого надо было все больше зерна. Польша стала главным поставщиком зерна в балтийские порты (порты принадлежали «немцам»-протестантам, торговые корабли – голландцам-кальвинистам). В 1648 закончилась 30-летняя война (сам вооруженный конфликт постепенно затихал до этой даты). Война потребовала огромного расхода зерна, на чем невероятно разжились польские магнаты, как я уже сказал, основные поставщики зерна в Западную Европу. Война и гигантская прибыль развратила шляхту, и когда конфликт затих, то зерна потребовалось меньше и прибыль уменьшилась. Но аппетит остался и эксплуатация по цепочке арендаторов-субарендаторов-крестьян именно в это время резко усилилась. Произошел взрыв. (продолжение следует)

(Ответить)

 

[info]igormy
2011-01-20 08:44 pm UTC (ссылка) СтеретьЗаморозитьСкрытьОтслеживать <input ... >
Или вот отрывок из "Избранный" Хаима Потока.
Отец, профессор Талмуда, рассказывает сыну о Польше и Зап. Украине:

"И затем, Реувен, произошла большая трагедия. Трагедия, которая часто случается с людьми, действующими в качестве буфера. Евреи помогали аристократии, но делая это, собирая налоги с крепостных и крестьян, они накапливали ненависть со стороны этих угнетенных. И ненависть в конце концов вспыхнула насилием. На границе к востоку от Украины была община православных казаков. Эта община принадлежала Польше, и польские аристократы-католики обращались с казаками жестоко и с презрением. Они облагали налогами не только земли и скот казаков, но также и их церкви и религиозные обычаи. А кто собирал эти налоги? Евреи. У кого были ключи от казацких церквей? У евреев. К кому казаки должны были обращаться, когда им было нужно открыть церкви для крещения, свадьбы и похорон? К евреям, которые действовали от имени польских землевладельцев.

Долгое время ничего не происходило, потому что казаки, как и польские крестьяне, боялись польских аристократов. Но в 1648 г. человек по имени Богдан Хмельницкий стал во главе казаков и начал восстание против Польши. Евреи стали жертвами
.Если коснуться чисто религиозного вопроса, то как прекрасно показал католик Джеймс Кэрролл в известной тебе книге, католики, протестанты и православные могли не любить друг друга, ненавидеть друг друга, воевать друг с другом, но все они считали своих христианских соседей – людьми. Евреев же все они – кто больше, кто меньше – людьми не считали. На евреев «возлюби соседа своего» просто не распространялось. Точка.
Я не буду здесь описывать, что делали украинцы с евреями во время восстания Хмельницкого, во время царских погромов, Гражданской войны и в близкие нам 1940-е.


 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments