dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

"Семь сорок" и другие танцы, еврейские и... нееврейские. Часть Третья.

(В этой части как раз речь пойдет о нееврейских. Хора и Кадриль.)


Итак, мы начинаем выяснять, откуда ноги растут у некоторых еврейских танцев.
Начнем с Хоры. Хора, это танец, который известен во многих странах Юго-Восточной Европы. Его танцуют и в Румынии и в Молдавии и на Балканах.
Евреи-ашкенази конечно жили в Юго-Восточной Европе, рядом с румынами, молдаванами, сербами, хорватами, болгарами. И так как еврейские клезмеры играли на всех веселых событиях в жизни окружающих их народов, они прекрасно знали и мелодии хоры и саму хору.

Евреи использовали в своей музыке и танце почти все музыкальные и танцевальные формы юго-восточной Европы. И венгерские и румыно-молдавские и балканские. Использовали и ритмический и мелодический рисунок.
Хоть я думаю, что использование было взаимным. Еврейские оркестры играли на румынских и молдавских свадьбах и те, кто на этих свадьбах слушал эту музыку, сами создавали в дальнейшем музыку подобную.
Кто у кого украл все эти формы и мелодии, я думаю, неизвестно. Более того, никто ни у кого не крал.
Они создавались совместными усилиями всех этих народов, включая и народ евреев-ашкенази.
Здесь только одна загадка, широко используя мелодии и танцы юго-восточной Европы, евреи не использовали танцы и мелодии той страны, которая стала самым крупным районом обитания евреев, после того, как они были изгнаны из большинства стран Западной Европы, Польши. Польские короли пригласили евреев к себе и дали им не только почти все те права, которыми обладали их польские поданные, но и неслыханную прежде в Европе автономию от польских властей. Точнее, автономию от шляхты.
Они были людьми короля, а не шляхты. Шляхта их ненавидела. Но здесь речь идет не об этом, а о музыке и танцах. Здесь пусть знающие читатели меня поправят, но я не увидел ни в еврейских танцах ни в еврейских песнях влияния краковяка, мазурки, полонеза.
Основное число евреев в Европе жило на территориях Речи Посполитой. И отсутствие влияния польской музыки для меня - загадка.
Вернемся к тем танцам, где никакой загадки нет.
Поговорим о Хоре.
Разумеется прежде всего евреям была знакома её румыно-молдавская версия. (Кстати, в славянских странах на Балканах название этого же танца - "Коло", а не Хора, кто знает украинский, понимает, что речь идет о том же хороводе, потому что "коло" - это "круг")
И румынские евреи сначала использовали музыкальную форму Хоры, а потом уже в Израиле создали свою версию танца, оставив ему прежнее название.
Танец этот пользовался популярностью среди первых сионистов. Еврейскую его разновидность создал в тридцатые годы израильский танцовщик и балетмейстер Барух Агадати (Борис Каушанский). Поначалу хору танцевали в основном кибуцники, но потом она стала неотъемлемым атрибутом свадеб и прочих массовых мероприятий.
Не только в Израиле, но и по всему миру, где живут евреи.
В частности, на всех еврейских свадьбах в Америке хору всегда танцуют, эту новую традицию соблюдают даже атеисты, не говоря уже о верующих евреях.
Именно во время хоры на таких свадьбах поднмают жениха и невесту на стульях, где они продолжают танец сидя на них и держась за общий платочек.


Вот хора на американской свадьбе и поднятые вверх стулья с женихом и невестой. Передвиньте пожалуйста бар на 3 минуты 16 секунд. До этого представляют многочисленных родственников и никто не танцует. Когда начнете смотреть, досмотрите хотя бы до 6 минут 40 секунд, там интересно, как Реббека и Джонотан, невеста и жених мучаются с положенным им в этом танце платком.

Но нам все-таки надо посмотреть не американский вариант израильского танца, а Хору, которую танцуют сами израильтяне. Посмотрим:


Это танцуют на празднике Суккот. В хороводе в основном религиозные женщины, головы покрыты платками. И еще время от времени звучит шофар.
Правда там довольно много блондинок в хороводе. Но, что поделаешь, Россия в двух часах лета, оттуда летят невесты и рожают блондинистых девочек.

Ну а теперь сличайте, показываем источник, румыно-молдавскую Хору. Это песня, которую показала Молдавия на Евровиденье в 2009 году.


Она так и называется - "Хора дин Молдова"
Неплохо, не правда ли, но это ведь профессиональная певица и профессиональные певцы, где уж им до любителей на еврейско-американской свадьбе.

Ну а теперь - кадриль.
В конце концов, должны же быть и русские корни у еврейских танцев. А то ведь сплошная Румыния и Молдавия.
Вот Вам еврейская кадриль, ШЕР. Её танцуют бруклинские евреи:



Ну раз кадриль, я думал, что понятно откуда она. Сапоги, фуражки с козырьком, и т.д.
Но вот название как-то смущало, откуда такое странное слово. Начал узнавать и... сюрприз. Это французское слово:
Читаю в ВИКИ:

Кадри́ль (фр. Quadrille) — французский танец, являющийся разновидностью контрданса и возникший в конце XVIII века и весьма популярный до конца XIX в. в Европе и России.

Исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными по четырёхугольнику (фр. quadrille), друг против друга. Кадриль развилась из сельского танца и сначала содержала пять фигур со следующими французскими названиями:
Le Pantalon (Штаны; название популярной французской песенки)
L'été (Лето);
La Poule (Курица);
La Pastourelle (Пастораль), La Trénis, La Paris и др. — одна на выбор, по желанию распорядителя бала
Finale (Финал).

Так что начинать источник танца Шер придется с Франции, а не с России

Восемнадцатый век мы пропустим, посмотрим как выглядел этот французский танец во времена империи Наполеона Бонапарта:


Но к середине века, нравы французов становились все более легкими и довольно строгая кадриль потихоньку переходила в канкан.
Как это происходило Вы можете увидеть именно в этом танце:


В России кадриль тоже стала чрезвычайно популярна к концу века, ее полюбили и внесли свой вклад. Внесли настолько, что на свой французский источник российская кадриль мало похожа.



И все же я хочу закончить эту часть классической кадрилью, которая пришла из Франции... на берега Голубого Дуная.
Здесь самые знаменитые кадрили сочинял и исполнял самый знаменитый композитор Вены, Иоган Штраус-сын.
Он написал Флидемос-кадриль, ту кадриль, которую Вы сейчас услышите и он же вставил кадриль в свою оперетту "Летучая мышь".
Все это Вы можете увидеть в шикарном исполнении шикарного состава, который возглавляет знаменитый венский скрипач и дирижер, которого называют Иоганом Штраусом нашего времени. Его зовут Андре Леон Мари Николя Рьё. Он, кстати, не австриец, он из Голландии, но австрийцы его давно считают своим.


с 4-й минуты 20-ти секунд Вы все узнаете мелодию, это знаменитое "О боже мой" из "Летучей мыши". Сама кадриль начинается с 2 минут 23 секунд, но стоит посмотреть все сначала.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments