dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

"Семь сорок" и другие танцы, еврейские и... нееврейские. Часть Третья.

(В этой части как раз речь пойдет о нееврейских. Хора и Кадриль.)


Итак, мы начинаем выяснять, откуда ноги растут у некоторых еврейских танцев.
Начнем с Хоры. Хора, это танец, который известен во многих странах Юго-Восточной Европы. Его танцуют и в Румынии и в Молдавии и на Балканах.
Евреи-ашкенази конечно жили в Юго-Восточной Европе, рядом с румынами, молдаванами, сербами, хорватами, болгарами. И так как еврейские клезмеры играли на всех веселых событиях в жизни окружающих их народов, они прекрасно знали и мелодии хоры и саму хору.

Евреи использовали в своей музыке и танце почти все музыкальные и танцевальные формы юго-восточной Европы. И венгерские и румыно-молдавские и балканские. Использовали и ритмический и мелодический рисунок.
Хоть я думаю, что использование было взаимным. Еврейские оркестры играли на румынских и молдавских свадьбах и те, кто на этих свадьбах слушал эту музыку, сами создавали в дальнейшем музыку подобную.
Кто у кого украл все эти формы и мелодии, я думаю, неизвестно. Более того, никто ни у кого не крал.
Они создавались совместными усилиями всех этих народов, включая и народ евреев-ашкенази.
Здесь только одна загадка, широко используя мелодии и танцы юго-восточной Европы, евреи не использовали танцы и мелодии той страны, которая стала самым крупным районом обитания евреев, после того, как они были изгнаны из большинства стран Западной Европы, Польши. Польские короли пригласили евреев к себе и дали им не только почти все те права, которыми обладали их польские поданные, но и неслыханную прежде в Европе автономию от польских властей. Точнее, автономию от шляхты.
Они были людьми короля, а не шляхты. Шляхта их ненавидела. Но здесь речь идет не об этом, а о музыке и танцах. Здесь пусть знающие читатели меня поправят, но я не увидел ни в еврейских танцах ни в еврейских песнях влияния краковяка, мазурки, полонеза.
Основное число евреев в Европе жило на территориях Речи Посполитой. И отсутствие влияния польской музыки для меня - загадка.
Вернемся к тем танцам, где никакой загадки нет.
Поговорим о Хоре.
Разумеется прежде всего евреям была знакома её румыно-молдавская версия. (Кстати, в славянских странах на Балканах название этого же танца - "Коло", а не Хора, кто знает украинский, понимает, что речь идет о том же хороводе, потому что "коло" - это "круг")
И румынские евреи сначала использовали музыкальную форму Хоры, а потом уже в Израиле создали свою версию танца, оставив ему прежнее название.
Танец этот пользовался популярностью среди первых сионистов. Еврейскую его разновидность создал в тридцатые годы израильский танцовщик и балетмейстер Барух Агадати (Борис Каушанский). Поначалу хору танцевали в основном кибуцники, но потом она стала неотъемлемым атрибутом свадеб и прочих массовых мероприятий.
Не только в Израиле, но и по всему миру, где живут евреи.
В частности, на всех еврейских свадьбах в Америке хору всегда танцуют, эту новую традицию соблюдают даже атеисты, не говоря уже о верующих евреях.
Именно во время хоры на таких свадьбах поднмают жениха и невесту на стульях, где они продолжают танец сидя на них и держась за общий платочек.


Вот хора на американской свадьбе и поднятые вверх стулья с женихом и невестой. Передвиньте пожалуйста бар на 3 минуты 16 секунд. До этого представляют многочисленных родственников и никто не танцует. Когда начнете смотреть, досмотрите хотя бы до 6 минут 40 секунд, там интересно, как Реббека и Джонотан, невеста и жених мучаются с положенным им в этом танце платком.

Но нам все-таки надо посмотреть не американский вариант израильского танца, а Хору, которую танцуют сами израильтяне. Посмотрим:


Это танцуют на празднике Суккот. В хороводе в основном религиозные женщины, головы покрыты платками. И еще время от времени звучит шофар.
Правда там довольно много блондинок в хороводе. Но, что поделаешь, Россия в двух часах лета, оттуда летят невесты и рожают блондинистых девочек.

Ну а теперь сличайте, показываем источник, румыно-молдавскую Хору. Это песня, которую показала Молдавия на Евровиденье в 2009 году.


Она так и называется - "Хора дин Молдова"
Неплохо, не правда ли, но это ведь профессиональная певица и профессиональные певцы, где уж им до любителей на еврейско-американской свадьбе.

Ну а теперь - кадриль.
В конце концов, должны же быть и русские корни у еврейских танцев. А то ведь сплошная Румыния и Молдавия.
Вот Вам еврейская кадриль, ШЕР. Её танцуют бруклинские евреи:



Ну раз кадриль, я думал, что понятно откуда она. Сапоги, фуражки с козырьком, и т.д.
Но вот название как-то смущало, откуда такое странное слово. Начал узнавать и... сюрприз. Это французское слово:
Читаю в ВИКИ:

Кадри́ль (фр. Quadrille) — французский танец, являющийся разновидностью контрданса и возникший в конце XVIII века и весьма популярный до конца XIX в. в Европе и России.

Исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными по четырёхугольнику (фр. quadrille), друг против друга. Кадриль развилась из сельского танца и сначала содержала пять фигур со следующими французскими названиями:
Le Pantalon (Штаны; название популярной французской песенки)
L'été (Лето);
La Poule (Курица);
La Pastourelle (Пастораль), La Trénis, La Paris и др. — одна на выбор, по желанию распорядителя бала
Finale (Финал).

Так что начинать источник танца Шер придется с Франции, а не с России

Восемнадцатый век мы пропустим, посмотрим как выглядел этот французский танец во времена империи Наполеона Бонапарта:


Но к середине века, нравы французов становились все более легкими и довольно строгая кадриль потихоньку переходила в канкан.
Как это происходило Вы можете увидеть именно в этом танце:


В России кадриль тоже стала чрезвычайно популярна к концу века, ее полюбили и внесли свой вклад. Внесли настолько, что на свой французский источник российская кадриль мало похожа.



И все же я хочу закончить эту часть классической кадрилью, которая пришла из Франции... на берега Голубого Дуная.
Здесь самые знаменитые кадрили сочинял и исполнял самый знаменитый композитор Вены, Иоган Штраус-сын.
Он написал Флидемос-кадриль, ту кадриль, которую Вы сейчас услышите и он же вставил кадриль в свою оперетту "Летучая мышь".
Все это Вы можете увидеть в шикарном исполнении шикарного состава, который возглавляет знаменитый венский скрипач и дирижер, которого называют Иоганом Штраусом нашего времени. Его зовут Андре Леон Мари Николя Рьё. Он, кстати, не австриец, он из Голландии, но австрийцы его давно считают своим.


с 4-й минуты 20-ти секунд Вы все узнаете мелодию, это знаменитое "О боже мой" из "Летучей мыши". Сама кадриль начинается с 2 минут 23 секунд, но стоит посмотреть все сначала.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments