dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Снова клуб и последние в этом сезоне грибы

(Два в одном: и грибы и умные разговоры)

Рамбам

У нас в воскресенье было очередное заседание клуба. У меня был доклад, который я здесь уже поставил:
http://dandorfman.livejournal.com/1032059.html
Я правда увлекся и бОльшую его часть посвятил непростым отношениям Генриха Четвертого и Евпраксии Всеволодовны, высказав пару предположений по поводу физиологических причин этих непростых отношений. Части слушателей, в основном мужской, это мое отступление понравилось, Миша Сигаловский даже сказал, что мой доклад был самым прикольным, Тем не менее... большинство все-таки мои отступления не приняло. Но настроение я задал соответствующее.

Боевая подруга рассказывала про "Американскую пастораль" Филипа Рота.
http://capecod-russian.livejournal.com/25139.html#/25139.html
Услышав про Филипа Рота, еще одна докладчица, Галина, вспомнила, что она начала у педагогического коллектива американской школы, где она преподавала естественно-научные дисциплины, её английского для этого хватало, выяснять значения непонятных для неё слов в одном из романов Филипа Рота. Начала она со слова "cunt", которое ей попадалось особенно часто у Рота.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Cunt
После её вопросов весь педагогический коллектив хохотал в лежку и был чрезвычайно доволен вопросами любопытной Галины.
Так что я некоторую часть публики настроил на неправильный лад, в чём, разумеется, каюсь.
Кстати, о докладе самой Галины. Матерных слов она не употребляла, хоть ее с ними уже ознакомили в американской школе.
Она рассказывала о Рамбаме Маймониде, иудейском мыслителе и богослове, который деньги на жизнь себе зарабатывал вполне светским способом, он был лечащим врачом визиря султана Саллах-ад-Дина и его семейства. Я до этого доклада ничего о нем не знал, хоть у нас в Бруклайне есть целая школа, названная в его честь.
А теперь выяснил, что он был довольно умным и где-то даже продвинутым человеком. Ортодоксы его не любили, он не желал понимать предписания иудейской религии буквально. Некоторые ортодоксы даже были довольны, когда книги Рамбама стали жечь на костре, хоть жгли их отнюдь не евреи. Т.е. он был средневековым реформатором иудаизма, так я понял доклад Галины. Призывая, как сейчас бы сказали, "включать голову" и исполнять обряды иудаизма, руководствуясь прежде всего здравым смыслом.
К сожалению, Галина не имела электронной версии своего доклада, поэтому я не могу поставить интересные выдержки из доклада здесь. Она подготовила доклад на бумаге, написал его текст от руки, т.е. текстовым редактором и компьютером для подготовки текста она не пользовалась, поэтому электронной версии нет.
Она цитировала Рамбама именно в таком формате. Рассказывала, что его спрашивали и озвучивала его ответы. К сожалению, я в Сети не нашел именно такие материалы.
Галина готовилась по обычным книгам, да еще изданным на английском языке.
Ответы Рамбама конечно же раздражали других раввинов, которые требовали неукоснительного выполнения иудейских традиций. Их называли "гаонами", т.е. полемика с гаонами составляет значительную часть философского наследия Рамбама.
Например, когда его спрашивали, можно ли в субботу делать что-то, что закон запрещает, хоть эти действия могли быть вполне здравыми, он отвечал:
- Можно.
Тогда у него просили, чтобы он объяснил, почему можно, он отвечал:
- А у нас в Испании все так делали -
Согласитесь, ответ несколько неожиданный.

Несколько слов по поводу "А у нас в Испании". Он любил свою Родину, родился и жил он в Кордове, в мавританской Андалузии.
Но вынужден был большую часть жизни провести в изгнании, в основном, в Египте, где он врачевал султана, писал книги по иудаизму и отвечал на вопросы любопытных по поводу иудаизма. И вот, внимание, это главный сюрприз доклада Галины, во всяком случае, сюрприз для меня.
Я как и многие, кто поверхностно знает историю испанских евреев, считал что золотым веком для них был мусульманский период, т.е. время, когда почти всей Испанией владели мавры, которые отбили её у христиан-вестготов. И что ужасные варвары с Севера стали евреев обижать, когда выгнали из Испании мусульман и в конце концов, изгнали евреев из Испании в 1492-м году. Т.е. я думал, что ненависть арабов и некоторых других мусульман к евреям началась с активной фазы сионистского движения, т.е. с возвращения европейских евреев в Ишув, т.е. Палестину.
Оказалось, что ничего подобного. Рамбам вынужден был покинуть Родину, потому что у него не было выбора, вернее выбор был такой:
Или стать мусульманином или быть убитым.
Так что веротерпимость мавров-мусульман оказалась несколько преувеличенной.
Для того, чтобы Вы узнали, об этом великом человеке больше, чем я здесь изложил, даю довольно обширную цитату:

http://jhistory.nfurman.com/teacher/03_094.htm

Маймонид / Рамбам (1135 - 1204).

Авраам Йегошуа Гешель заметил: если бы мы не знали, что Рамбам — имя человека, можно было бы принять это слово за название целого университета. Труды и достижения этого еврейского мыслителя XII в. охватывают невероятное множество проблем. Рамбам первым составил полный систематизированный кодекс еврейского права («Мишнэ Тора»), ему принадлежит замечательный философский манифест иудаизма «Морэ невухим» («Наставник заблудших»), им опубликован комментарий ко всей Мишне. Врач египетского султана, он написал многочисленные книги по медицине, а в «свободное время» руководил еврейской общиной Каира. Поэтому неудивительно, что, когда Шмуэль ибн Тибон (переводивший на иврит написанный по-арабски «Наставник заблудших») попросил у Рамбама разрешения посетить его Для обсуждения некоторых трудных для перевода мест, Рамбам был вынужден отказать: «Я живу в Фостате, а султан в Каире (около полутора километров)... Мои обязанности при дворе султана очень обременительны. Я должен посещать ежедневно его рано утром, а когда он, или его дети, или обитатели гарема заболевают, я не осмеливаюсь покидать Каир, но должен большую часть дня проводить во дворце. Часто случается, что заболевают султанские офицеры, и я также должен их лечить. Поэтому я, как правило, езжу в Каир в начале дня, и, даже если ничего особенного не случается, я не возвращаюсь в Фостат раньше полудня... Моя приемная всегда полна — как евреями, так и неевреями, знатью и простолюдинами, судьями и чиновниками, врагами и друзьями — пестрая толпа, которая ждет моего возвращения. Я схожу с коня, мою руки, иду к своим пациентам и прошу у них извинения, чтобы хоть немного отдохнуть и поесть, это моя единственная трапеза в течение суток. Затем я иду принимать пациентов, выписываю рецепты... Пациенты приходят и уходят до самого вечера, а иногда, я клянусь тебе, и до двух часов ночи и более. Я беседую с ними и выписываю рецепты лежа, умирая от усталости. И когда наступает ночь, я так выдыхаюсь, что едва могу говорить. В результате ни один еврей не имеет возможности поговорить со мной наедине, за исключением субботы. В этот день вся община, по меньшей мере большинство ее членов, посещает меня после утренней службы, и я даю им указания на целую неделю. Мы немного занимаемся до полудня, когда они уходят. Некоторые возвращаются и читают со мной после полуденной службы до вечерней молитвы. Так я провожу этот день».

Полное имя Рамбама — Моше бен Маймон. На иврите его называют сокращенно — Рамбам (Раби Моше бен Маймон). Он родился в Испании незадолго до прихода к власти фанатиков-мусульман альмохадов. Чтобы избежать преследований (альмохады преставляли христианам и евреям только один выбор — принять ислам или погибнуть), Рамбам бежал с семьей в Марокко, затем в Эрец Исраель, наконец, в Египет. По-видимому, он надеялся продолжить свои ученые занятия еще несколько лет, но, когда его брат Давид, торговец-ювелир, погиб в Индийском океане с большей частью имущества семьи, он был вынужден зарабатывать себе на жизнь. Возможно, именно тогда Рамбам начал заниматься медициной.



Ну и несколько слов о грибах. Т.к. мы все равно вернулись на Кейп-Код вести умные разговоры, потратили оставшееся время на совсем не еврейские занятия, искали грибы.
Верующие евреи грибов не едят, это не кошерный пищевой продукт. Но т.к. я - советский человек, т.е. совок, я - атеист. В связи с этим, я их ем и даже очень люблю.
Вторая половина лета была очень засушлива, соответственно год оказался не грибным. Дожди впервые пошли только несколько дней назад, после великой суши.
За два дня я прошел по Кей-Кодовским лесам десятки километров. Я очень упорный. Поэтому кое-что нашел. Про сомнительную часть кое-чего я рассказал в предыдущей записи. Сейчас покажу успешную находку. Это маслята, мы их уже замариновали, хоть на видео они еще не сорванные.

Да, кстати, в процессе подготовки я узнал, что маринованные грибы нельзя закатывать в банки с герметической крышкой, потому что без доступа воздуха там образуется смертельный яд - ботулизм. Нужно просто бумажкой прикрывать, а чтобы она держалась, резиночку на бумажку.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments