dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Category:

Долго думал, а я - кто?

В сущности, сбылась мечта Некрасова - крестьяне-сисадмины
несут с ярмарки, конечно, не Белинского и Гоголя, но Улицкую и Пелевина.


Я сейчас не читаю ни Улицкую, ни Пелевина. Когда-то читал, а сейчас не могу.
Не идет.  A кто такой Снегирев понятия не имею и не читал его букеровскую "Веру".
Читаю я в основном историческую литературу, а не художественную.
И Вам об этом рассказываю. Про марранов читал и рассказал. Про Бродского.
Посмотрел, какую же книжку художественную я прочёл недавно? Оказывается, книжку канадца.
Написал о ней здесь:
http://dandorfman.livejournal.com/1004110.html
Но теперь думаю, она авторская или не авторская?
Там автор пишет практически о себе, только имя заменил. Но с другой стороны, просто ведь написана, язык приличный, но ничего лишнего, никаких завитушек. А значит, как я понял из мыслей критика, не авторская.
Тем не менее, окончательно решил для себя, что я из крестьян, которые раньше были интеллигентами и читали Улицкую и Пелевина. А теперь, нет.
Тем более, что я стер себе руки в мозоли, пока вырывал сорняки на бек-ярде. И руки были при этом коричневого цвета, как у настоящего крестьянина.
Т.е. у меня - обратный эффект тому что описала Андреева. Там сказано, что крестьяне начали читать Пелевина и Улицкую. Правда, у нее там какие-то особые крестьяне-сисадмины. Не знаю, что это такое.
"Бытиё определяет сознание". Из-за прополки, сбора урожая и других крестьянских работ, перестал читать Улицкую и Пелевина.


Есть и бурно развивается у нас особого рода литература, в которой наш российский мир отражается самым специфическим образом - точечно и с той строго научной избирательностью, которая свойственна скорее социологическому опросу, нежели произведению художественному.
Сам метод был сформулирован еще Лениным.
Люди за сорок помнят детские конспекты статей "Партийная литература" и "Лев Тoлстой в зеркале русской революции".
Тогда речь шла о критике. В тмо смысле, что продвинутый рабоч...ий класс смотрел в глаза отечественной словесности неподкупным глазом носителя базовых общественных ценностей.
Класс смотрел и требовал соответствовать.
Словесность смущалась, но глаз не отводила, хоть соответствовать и не всегда получалось.
Теперь столь же пристальный взгляд в глаза стал свойственен самой литературе.
Улицкая, Пелевин, Сорокин, Снегирев и его букеровская "Вера", Дина Рубина - и так далее.
Литература очевидно классовая, очевидно внелитературная, являющая собой голос масс, какими бы замкнутыми в самих себе эти массы ни были.
Это литература полностью лишена авторства.
Она глубоко партийна по природе и механике создания.
Она выражает ценности и интересы, не выражая искусства.
Ленин ошибся только в одном.
Он-то наивно призывал выражать интересы рабочего класса. Но история распорядилаьс его идеями по иному.
Эта литература, взяв на вооружение метод, выражает интересы другой сословной группы.
Литература для авиаперелетов, скрашивающая часы ожидания в салоне эконом-класса. Литература, которая тут же растаскивается на анекдоты и цитаты.
Литература сословия, писомая от лица сословия, читаемая сословием и восхваляемая сословием.
В этом отношении идеи Ленина одержали полную и безоговорочную победу. Безымянная сословная масса заняла прочное место в кульутрном контексте. Она диктует ценности, она создает шедевры, она их потребляет и навязывает это потребление всему обществу в целом.
В сущности, подобная литература имеет чрезвычайно важное значение для соцологического исследования отдельных групп российской общественности.
Читая Улицкую, можно построить четкую шкалу ценностей гуманитарной интеллигенции. Читая пелевина - интеллигенции технической.
Каждый автор - не личность, но клуб.
Родоначальником жанра был, скорее всего, Довлатов.
Именно он ввел принцип - найди своего читателя и говори ему то, что он хочет услышать. Будешь в шоколаде.
Растиражированный принцип Довлатова одержал полную победу.
Литертура авторская издается крошечными тиражами и привлекает разве что знатоков и искренних любителей.
Но лавры отданы исключительно классовой литературе.
В сущности, сбылась мечта Некрасова - крестьяне-сисадмины несут с ярмарки, конечно, не Белинского и Гоголя, но Улицкую и Пелевина. Несут и искренне верят, что приобщаются к сакральному и вот-вот из крестьян перейдут в следующий социальный круг.
Бoюсь только, что их туда не возьмут. Классовая литература она такая.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments