dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Categories:

Мракобеска и ретроградка о прогрессивном режиссере и его постановке


Раз пошла я в «Гоголь-центр»…

№ 32 (523) от 18 августа 2016 [«Аргументы Недели », Татьяна Москвина ]



Раз пошла я в «Гоголь-центр»…

Кончается август, и скоро откроются для зрителя в новом сезоне двери разнообразных театров. Их у нас по-прежнему в изобилии, но сегодня мне хотелось бы вспомнить одно сильное театральное впечатление прошлого сезона – от посещения «Гоголь-центра» под руководством Кирилла Серебренникова. Тем более в августе исполнилось ровно четыре года, как был расформирован Московский драматический театр имени Гоголя и на его месте возникло новое, современное и бесконечно прогрессивное (если верить прессе) явление. Вот этот самый «Гоголь-центр» на улице Казакова.

В «Гоголь-центр» я попала сверхъестественно простым образом: купила билет в кассе театра перед началом спектакля (первый ряд амфитеатра, 1000 руб.). До сих пор ни один спектакль Серебренникова ни в МХТ, ни в «Современнике» меня не увлёк, так что, думаю, беспокоить людей из чуждого мира? Выбрала я «Мёртвые души» по Гоголю, а что ж ещё смотреть в центре его имени. Оказалось, спектакли в оазисе прогресса начинаются не в 19 часов, а в 20 или даже в 20:30. Было время побродить по фойе, посмотреть на людей.

Лёгкое, светлое, современное пространство – деревянные столы и стулья, кирпичная кладка стен, то оштукатуренных, то нет, на них написаны изречения великих режиссёров – Станиславского, Васильева. Стеллажи с книгами – книги, в основном хороших советских писателей. Ничего ядовитого, никаких тебе Жанов Жене. Взяла томик Радия Погодина и провела два часа до спектакля в полном удовольствии. То есть если бы не спектакль, я бы просто не уходила из этого «Гоголь-центра». Но два часа на спектакле произвели прямо противоположное впечатление. Это (спектакль) оказалось слабым звеном в производстве «Гоголь-центром» современности.

Кирилл Серебренников – бесконечно расширяющаяся вселенная – не только автор инсценировки «Мёртвых душ», но и художник-постановщик, а также художник по костюмам. Конечно, на очереди освоение им деятельности композитора, сольная актёрская карьера и для увенчания здания тотального самовыражения – написание рецензий на собственные спектакли. Как художник он пока что не потрясает оригинальностью – на сцене выстроена коробочка для игры, слева в глубине – вешалка для скромных костюмов неяркой расцветки (пиджаки, халаты), справа прорезь типа окна, на сцене – столы и стулья, ещё присутствуют автомобильные шины, используемые для иллюстрации знаменитого гоголевского разговора о колёсах(доедет колесо – не доедет). Представление разыгрывается чисто мужским составом.

Действие этих «Мёртвых душ» происходит не то на другой планете, не то в некоем отдалённом/неотдалённом будущем. Когда в начале игры Чичиков (обычный парень с портфелем, менеджер среднего звена) попадает к Манилову, его встречает нетрадиционная семья – жена Манилова, усатая и бородатая, в парике с косами, типа Кончиты Вурст, и двое неприятно копошащихся великовозрастных дегенератов (детей Манилова). Согласитесь, пока что такая семья в русском мире не является обыденностью. Далее Чичиков встречает Коробочку. Это мужчина-«тётенька» в специфическом смысле слова (то есть пожилой нетрадиционный). При нём состоит целая свита таких же «тётенек», горбатых, хромых, кривых, с вывернутыми внутрь коленками.

Далее по сюжету – а персонажи прилежно барабанят гоголевский текст – должен быть Ноздрёв. Ну, думаю, как Ноздрёва-то обработает режиссёр, Ноздрёв-то вроде бы обычный парень. Ага, обычный! Он же всё время о собаках говорит. Вот и появляются «собаки» – шестеро обнажённых до пояса типчиков, на четвереньках, в беретках, в шипастых ошейниках и на поводке у Ноздрёва. Ясно, что это за «собаки». Садо-мазо, видимо, практикует наш Ноздрёв. Собакевич? Это бравый отставник из органов, во всяком случае лампу в лицо Чичикова направляет как следователь, и на всех «крестьян» у него сшиты солидные дела. Причём жена у Собакевича тоже типа Кончиты Вурст. На этой планете и отставники туда же! Плюшкин? Тоже «тётенька», только совсем дряхлая, увешанная полиэтиленовыми пакетами…

Время от времени у микрофона слева артисты исполняют мелодекламации А. Маноцкова на тексты Гоголя. Гоголевское слово в спектакле не искажено, не переписано – но абсолютно мертво. Удивительный эффект: даже самые блистательные пассажи автора воспринимаются как «гур-гур», бессмысленный набор слов.

Я видела, как на лицах зрителей, пришедших увидеть новый современный прогрессивный театр, постепенно гасла надежда. Перед ними был не новый и прогрессивный, но просто очень плохой театр – типичное «раскрашивание текста» трюками. Трюки действительно оригинальны – ещё никто не додумался до садиста Ноздрёва с собаками или жены Манилова – Кончиты Вурст.

Извращённый мёртвый мир другой планеты (или нашего отдалённого/неотдалённого будущего) не имел никакой эстетической, чувственной или иной привлекательности и никак не сообщался с миром Гоголя. Актёры ничего не транслировали в зал, только иллюстрировали режиссёрские решения. На это представление хватило бы 10–15 минут, но два часа без антракта – перебор. Зрители тихо, грустно стали утекать после минут сорока, без всякого гнева. На их вежливых спинах словно было написано – «спасибо, было интересно, просто очень душно, и мы ничего не поняли, извините…»

Куда лучше вариант: пришли зрители в зал – а им показывают «Мёртвые души», старый телеспектакль А. Белинского, с И. Горбачёвым, О. Басилашвили и умопомрачительным Павлом Луспекаевым в роли Ноздрёва. Потом дискуссия. Потом спели бы чего-нибудь, хоть того же Маноцкова. Вообще недовольных бы не было.

Зачем спектакли «Гоголь-центру», их делал старомодный Сергей Яшин, руководитель прежнего театра имени Гоголя, у него, как в прошлом веке, – артисты играли роли, художники оформляли сцену, и вообще росла вся эта театральная петрушка. Теперь на повестке дня современность, а современный театр чем должен отличаться от несовременного? Правильно, упразднением всякого там «профессионализма». А иначе как его, современный театр, отличишь-то?

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments