dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Кстати, о Японии


Это та книга, которая упомянута в тексте.

Мы снова были в нашем музее и смотрели на этот раз постоянную японскую экспозицию. До этого мы посмотрели несколько выставок японцев, вы читали эти записи и видели то, что я там снимал.
Но вот до постоянной экспозиции только сейчас дошли ноги, она ведь никуда не убежит, поэтому я мы ее посмотрели последней в нашей японской серии визитов.
Но она скорее тематическая, почти все экспонаты так или иначе связаны с буддизмом.


Вот здесь рассказ о том, как появилась и выглядит японская коллекция музея:

https://jewishphilosophyplace.com/2015/12/29/the-idea-of-a-collection-japanese-buddhism-at-the-museum-of-fine-arts-boston/



Автор текст, который рассказывает о коллекци - профессор Брейтерман.

Zachary Braiterman is Professor of Religion in the Department of Religion at Syracuse University. His specialization is modern Jewish though and philosophical aesthetics.
http://religion.syr.edu

Я удрал с конференции AJS (Association for Jewish Studies), чтобы заглянуть в МFA и там увидеть их собрание японского буддийского искусства.
Как и любая хорошая коллекция, она организована вокруг идеи и истории. Взгляд средневековый, но он не утратил актуальности, впрочем, возможно это только мое ощущение.
Несколько лет назад я рассказывал про "Чайную книгу" Окакуры Какудзо на вступительном курсе, который я преподаю в курсе религии и искусства.

028
Окакура Какудзо, (второй - слева) со своими бостонскими друзьями

У него были богатые друзья из Бостона, которых, как я думаю, он встретил ещё в Японии.

ВИКИ:

Окакура Какудзо родился в Иокогаме в 1863 году. В 7 лет начал учить английский язык в миссионерской школе. В 15 лет поступил в Токийский университет, где изучал английскую литературу. Одним из его преподавателей был философ и этнограф Эрнест Феноллоза, впоследствии Окакура был его переводчиком в поездках по Японии.

В 1887 году Окакура Какудзо сооснователь Токийской школы изящных искусств. В 1889 году стал одним из создателей журнала Kokka (англ.)русск., посвящённого искусству Востока. В 1902 году во время поездки в Индию познакомился с Рабиндранатом Тагором. В 1904 году был приглашен в Музей изящных искусств в Бостоне, в 1910 году стал первым руководителем отделения азиатского искусства.
Окакура Какудзо известен как активный сторонник сохранения основ традиционной японской культуры. Его идеи и деятельность последователей оказали существенное влияние на развитие нихонга.

Продолжаю рассказ профессора Брейтермана:

Чтобы накормить монахов, монастыри начали распродавать имущество, когда японское правительство сократило средства для их содержания (во время Реставраци Мэйдзи).

Снова ВИКИ:

Реставрация Мэйдзи (яп. 明治維新 Мэйдзи Исин), известная также как Обновление Мэйдзи и Революция Мэйдзи — комплекс политических, военных и социально-экономических реформ в Японии 1868—1889 годов, превративший отсталую аграрную страну в одно из ведущих государств мира.

Какудзо для своих друзей в основном выбрал лучшее из того, что предлагалось, они это покупали и отправляли в Бостон.
Музей очень гордится этой особой коллекцией и своеобразным происхождением. Какудзо упоминается во всех японских галереях, его имя и изображение, находящиеся в зале коллекции, он там выглядит, как святой на иконах. Я видел небольшую долю японского искусства, в основном в Метрополитен. Но этот материал необычен не только потому что предметов много, но и потому, что сами залы колекции оформлены как буддийские храмы. Применяются деревянные конструкции для хранения самих предметов и внутреннее убранство залов тоже в духе японской деревянной архитектуры.

Вырванные из своего органического места во времени в нашу американскую современность, все эти экспонаты как бы повторно обрели жизнь в искусственных пределах этих музейных залов, тщательно спроектированных экспертными кураторами. Они производят сильное впечатление. Большие и почти неуклюжие деревянные скульптуры занаполняют много физического пространства и пространство вашего восприятия.

Ну а теперь попробую показать то, что Вы прочли, на видео и фотографиях.
Один из залов воспроизводит буддийский храм. Там это написано на стенке. Ради точности он практически не освещен. Там темно.
Ну и на видео тоже почти ничего не видно, тем не менее, попробуйте что-нибудь разглядеть:





В первом зале коллекции освещение хорошее, здесь все было видно, правда в самом моем видео есть темный кусок, не знаю, почему он таким получился:



На следующем видео главная композиция это Тройка во главе с самим Буддой, может этот трибунал какого-нибудь испортившего себе безнадежно карму приговаривает к реинкарнации в земляного червя или Хиллари Клинтон, последнее на мой взгляд уже слишком суровая кара. Тройка смотрится замечательно, я дополнил свое видео еще и фотографией всего зала, где Тройка заседает.





На этом видео, сидящий ботхисаттва, по-моему, это совершенно замечательная работа, кто такой ботхисаттва я поясню отдельно, после видео и фотографии.






Когда я ходил по музею, я еще не знал, что значит это слово и это меня сильно доставало. Как только вернулся домой, бросился... нет не в туалет, не угадали, а к компу и наконец узнал про них. Вы тоже, если конечно дочитали до этого места, о них узнаете.
Ну а те, кто и раньше знал, могут глаза о монитор не бить и пропустить цитату из ВИКИ:

Бодхиса́ттва (бодхиса́тва, бодиса́тва санскр. बोधिसत्त्व, bodhisattva IAST; пали बोधिसत्त, bodhisatta IAST; буквально: «существо, (стремящееся к) пробуждению», термин состоит из двух слов — «бодхи» — пробуждение и «саттва» — суть, существо) — в буддизме существо (или человек), обладающее бодхичиттой, которое приняло решение стать буддой для блага всех существ. Побуждением к такому решению считают стремление спасти все живые существа от страданий и выйти из бесконечности перерождений — сансары. В махаянском буддизме бодхисаттвой называют также просветлённого, отказавшегося уходить в нирвану с целью спасения всех живых существ.

Слово «бодхисаттва» на тибетском звучит как «джанг-чуб-сем-па», что означает «очистивший пробуждённое сознание».



Ну и наконец, там есть средневековый свиток с иллюстрациями. Я в предыдущей записи о выставке Мураками рассказывал о другом таком свитке.
Этот размотан на том месте, где изображены похороны Будды. Вот это место:



А это работа полицейской собаки. Нам долго не выдавали пОльта, потому что пришли трое полицейских с черной собакой и она начала обнюхивать все вещи и сумки. Наверное кто-то им позвонил и сказал, что любители живописи оставили в раздевалке пару пакетов героина. Вот они и искали наркоту. Ничего не нашли.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments