dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Я не большой поклонник кинофантастики

И этот фильм я тоже не смотрел. Но мой френд kva_batrahos Екатерина Валентинова перевела сразу две рецензии на Blade Runner 2049.
Насколько я понял, среди моих френдов есть много людей интересующихся фантастическими киноновинками.
Поэтому для них я ставлю эту рецензию из "Гардиан". "Гардиан" я терпеть ненавижу, но у Екатерины Валентиновой противоположное мнение об этом желто-красном издании.

Из Гардиан, “Бегущий 2049” с точки зрения феминизма: он секстистский, или просто реалистичный?

Is Blade Runner 2049 sexist – or a fair depiction of a dystopian future?

«Бегущий по лезвию 2049» - сексистский фильм, или он правдиво изображает антиутопическое будущее?

Начиная с отплясывающих балерин, и кончая гигантскими обнаженными статуями, женские образы господствуют над футуристическим городским пейзажами фильма – но зрители уже начали критиковать то, как изображены в фильме женские персонажи


(Подпись под фото: Ана де Армас с Райаном Гослингом в «Бегущем по лезвию 2049» )
Автор Анна Смит (Anna Smith)
Понедельник, 9 октября 2017

Перевод:

«В «Бегущем по лезвию 2049» - не все хорошо с женским вопросом», взвыл интернет субботу и воскресенье, после того, как расхваленный критиками научно-фантастический фильм вышел на экраны кинотеатров.

В твитах и блогах указывают на тот факт, что с женскими персонажами в фильме обращаются как с сексуальными объектами, и что все повествование в фильме ведется силами почти исключительно мужчин, включая охотника за репликантами К в исполнении Райана Гослинга, и его предшественника Рика Декарда (Харрисон Форд). Общественное негодование распространилось стремительно, охватив и тех, кто фильма еще не видел.
Чему я, относясь к числу фильм посмотревших, не очень удивляюсь. Хотя меня поразила (I was transfixed by) визуальная мощь фильма, музыка, увлекательный сюжет, а также верность изначальному \произведению\ (fidelity to the original), меня в то же время неприятно обеспокоил, в особенности, персонаж Джой (Joi, в исполнении Аны де Армас). Операционная система, купленная К с тем, чтобы она была для него обожающей, глядящей ему в рот домохозяйкой, она является ему в виде голограммы, и, когда он дает указания (when he dictates), одевается и говорит то, что по ее мнению, соответствует его настроению. Нетрудно понять, почему Джой прозвали «эротической мечтой юного любителя фантастики» (“a sci-fi fanboy’s wet dream”). Эмоциональные потребности ее владельца диктуют, быть ей сексуальной, или скромницей (тут на память сам собой приходит фильм «Вспомнить все», когда Арнольд Шварцнеггер создает девушку своей мечты). Как мы можем восхищаться героем, у которого главное в личной жизни (key relationship) – взаимоотношения с женщиной которую он сам же и создал, которая подчиняется любому его требованию, и которую он может включать и выключать, как ему заблагорассудиться?
Мне \в связи с этим\ вспомнилась крайне неоднозначная сцена (highly problematic scene) в изначальном фильме 1982 года, «Бегущем по лезвию» Ридли Скотта, в котором Декард силой заставляет репликантку Рэйчел (Шон Янг) поцеловать себя. Эта сцена не выходила у меня из головы, когда я брала интервью у Дени Вилльнева, режиссера «Бегущего по лезвию 2049», который сказал, что сценарий (написанный двумя мужчинами) ему понравился отчасти и потому, что там было много женских персонажей. «Это кино, в котором показаны разные стороны женственности», сказал он. Я преисполнилась надежд.
И, действительно, есть там целый ряд персонажей. Робин Райт потрясающе играет – хотя возможности этого персонажа использованы далеко не полностью – ушлую, сильную, одетую в черное начальницу, лейтенанта Джоши, а у Сильвии Хукс здорово вышла ледяная злодейка (baddie) Лав, но она рабски служит (in thrall to) своему начальнику мужчине (зловещий производитель репликантов Уоллес, в исполнении Джареда Лето). Марриетт в исполнении Маккензи Дэвис сначала выглядит очень многообещающе – сильный персонаж способный дать сдачи – но она также секс-работница, которую используют в буквальном смысле как марионетку. Что до визуальной стороны, женские образы с намеренно подчеркнутой сексуальностью господствуют над потрясающими воображение видами города будущего, начиная с пляшущих балерин и кончая гигантскими статуями обнаженных женщин на высоких каблуках, которые высятся над пустившимся в путь К. Разумеется, одна из тем «Бегущего по лезвию 2049» - это мир, захламленный искусственно произведенными предметами (world littered with artifice), начиная с репликантов и кончая секс-ботами – но все они, похоже, подстраиваются под вкусы гетеросексуального мужчины. На то, что и женщина может подумывать о «модели для удовольствий» для себя, намекают, но кратко, и ни в какие подробности не вдаваясь. Между тем, похоже, что лейтенанту Джоши нравится К, однако ей не позволено использовать его в целях получения сексуального удовольствия. И где ее голографический любовник, где ее Джой, \спрашивается\?


Подпись под фото: Сильвия Хукс в роли Лав.
Твиттерщики также объявили, что «Бегущий по лезвию 2049» не проходит испытания по Бекдель (Bechdel test), в соответствии с которым в фильме должно быть два женских персонажа с именами, которые бы говорили друг с другом о чем угодно, но не о мужчинах. Я лично считаю, что это испытание «Бегущий по лезвию 2049» кое-как проходит, хотя проблема никуда не девается: фильм крутится вокруг персонажей-мужчин и их нужд. И недопредставлены не только сильные женщины; не-белых персонажей тоже очень мало. Один (одна) из немногих \цветных персонажей\, кто на экране появляется – это секс-работник(-ца) почти без слов – так что удивляться, что фильм критикуют за недостаток разнообразия (diversity).
Между тем защитники «2049» говорили, что действие фильма происходит в антиутопическом будущем – и даже не нашем будущем, но будущем того мира «Бегущего по лезвию» (Blade Runner), как он был показан в фильме 1982 года, созданном на основе научно-фантастического романа Филипа К. Дика 1968 года.

Любовная сцена из Blade Runner 1982-го года
Это все верно: ну так отчего бы тогда не исследовать отношение к женщинам в этом мире, вместо того, чтобы использовать \женский вопрос\ в виде живописного задника, с грудастыми и танцующими в пачках голограммами?
Хотя некоторые женщины всерьез задумались, идти ли им смотреть новый фильм, я бы не советовала бойкотировать его за то, как там изображены женщины. То, что нынешний зритель с готовностью начинает обсуждать, как изображаются женские персонажи, это само по себе – большой прогресс. Но стоит задуматься о том, точно ли это будущее, которое мы хотели бы для женщин в фильмах. Я надеюсь, что будет продолжение и «Бегущего по лезвию 2049»: в фильме довольно сырья, способного послужить для изображения отношений между полами с гораздо большим количеством полутонов. И, возможно, сценарий к следующему фильму могла бы написать какая-нибудь женщина, да и поставить его тоже
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments