dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

Поющий Израиль. Глава 6-я.

Это копия главы из моего давнего проекта "Поющий Израиль." Главу эту я приготовил для очередного заседания нашего клуба.
Мой старый текст я существенно переработал сегодня, в частности дополнил его новыми сведениями о матери Хазы и сведениями о сотрудничестве с Гораном Бреговичем.
Сейчас Вы можете прочесть первую часть моего рассказа об Офре Хазе. Вся глава не уместилась в одну запись.
Завтра поставлю продолжение.



Галатея, которую не уберег Пигмалион.(Пигмалион - справа). Безалел Алони - человек который сделал никому не известную девочку великой Офрой Хази.

Песня шестая: Kashmir, Led Zeppelin-1975, Ofra Haza-1995.

Предыдущая глава моего проекта была посвящена моему любимому израильскому певцу. Эта, для гендерного баланса, конечно любимой израильской певице. Как и в случае с Ариком Айнштейном, мое мнение совпадает с мнением большинства израильтян, моя любимая певица - великая Офра Хаза.
Когда я читал о ней информацию с приставкой "великая", я немного в душе морщился: да, действительно талантливая, красивая, артистичная, но почему "великая"?
Сейчас я могу уже писать "великая", без всяких сомнений. Потому что прослушал все, что есть в Сети и понял, это была действительно великая певица. Особенно меня убедила в этом совсем не израильская песня в ее исполнении.
И даже не песня на Иврите. А песня тоже великой группы Лед Зеппелин - "Кашмир".
Сама по себе эта песня, вместе, разумеется, с "Летницей в небо", одно из ярчайших достижений всей рок-музыки.
Свой первый музыкальный проект я, кстати завершил именно "Лестницей в небо" "Свинцовых дирижаблей".
http://dandorfman.livejournal.com/32965.html
И вот через два года, главная песня этой главы снова меня возвращает к року и той же группе.
Но дело все-таки не в роке и не в рок-группе Лед Зеппелин. Дело в Офре. Потому что она в своем альбоме на английском языке, который назывался Queen in Exile  и вышел в 1995, т.е. через двадцать лет после появления "Кашмира", так спела "Кашмир", что я теперь не знаю, кто лучше сумел спеть эту песню, ее оригинальные авторы и исполнители, или Офра Хаза?
Во всяком случае, ее кавер нашел в этой песне, по-моему, больше смыслов, чем нашли сами "Свинцовые дирижабли".
Я никогда не слышал каверов гениальных исполнителей, (я думаю, никто не сомневается в том, что Лед Зеппелин были лучшей рок-группой семидесятых), которые выглядели сильнее оригиналов. Офра - единственная, кто заставил меня подумать о том, что такое возможно. И это окончательно утвердило меня в мысли, что она была великой.
Ну после такого эмоционального вступления вам только остается сличать.
Послушайте и Дирижаблей и Офру.
Сначала авторы:




Вот версия Офры:



Ещё одна грань универсального таланта великой певицы, её сотрудничество с композитором Гораном Бреговичем.
Несколько слов об этом действительно уникальном человеке.
Горан Брегович прославился как автор музыки к фильмам великого югославского режиссера Эмира Кустурицы.
Я не зря написал "югославского".

И Брегович и Кустурица родились в Сараево, т.е. они по происхождению оба - боснийцы. Босния много лет воевала с Сербией и сараевские боснийцы казалось бы, должны быть на стороне мусульманской Боснии против православной Сербии. Но они оба не хотят быть боснийцами и оба называют себя югославами.
Брегович живет в Париже, а Кустурица, в столице Сербии, Белграде. Кроме того, Кустурица ещё перешел в православие.
Вот ВИКИ и о том и о другом:
Гóран Брéгович (сербохорв. Горан Бреговић, Goran Bregović; род. 22 марта 1950, Сараево, Югославия — ныне Босния и Герцеговина) — музыкант и композитор, широко известный в странах восточной Европы по рок-группе Bijelo Dugme, а также во всём мире как автор музыки к фильмам, среди которых несколько фильмов Эмира Кустурицы. Считает себя югославом, аргументируя это тем, что его отец хорватского происхождения (католик), мать — сербского (православная), а жена — боснийка (мусульманка). Его отец был офицером ЮНА.

Кустурица часто подвергается нападкам за свои политические взгляды. В частности, режиссёр известен тем, что является противником распада Югославии, и, несмотря на то, что этой страны уже не существует, продолжает называть себя югославом.

Так вот, югослав Брегович пишет музыку к гениальным фильмам югослава Кустурицы. Это не сербская музыка и не боснийская музыка, это югославская музыка и даже шире, балканская музыка.
Кроме фильмов Кустурицы Брегович еще пишет музыку к французским фильмам. И в числе их, знаменитый французский фильм "Королева Марго" с Изабель Аджани в главной роли.
Офра Хаза озвучивала песни этого фильма и даже выпустила диск из этих песен.
Сейчас вы услышите песню Офры Хазы из этого фильма и увидите отрывок из фильма с великой французской актрисой Изабель Аджани, которая внешне немного похожа на Офру.
<

Теперь, когда я показал, что означает для меня заголовок главы и Офра Хаза, как певица, должен объяснить читателям, почему я начал эту главу с фотографии довольно невзрачного человека. Человека, который был гораздо старше Офры.
Его звали Бецалель Алони. Впрочем, почему "звали"? Его и сейчас так зовут, в том-то и личная трагедия этого человека: он - жив, а ее уже много лет нет в живых. Она умерла совсем молодой женщиной. И он, судя по книге, отрывки из которой я буду цитировать, явно живет с чувством вины за ее смерть.

Бецалель Алони нашел Офру на бедной окраине Тель-Авива, когда ей было всего лишь 12 лет. Она тогда была некрасивой девочкой, гадким утенком.
Вот здесь она уже постарше, но еще совсем молоденькая, вряд ли кто-нибудь скажет, что видит красавицу-раскрасавицу:


И поет она совсем не так, как поют красивые уверенные в себе женщины, совсем не так, как она запела лет через десять.
Но он сумел разглядеть в этом заморыше ее будущее, будущее лучшей певицы Израиля, одной из лучших певиц нашей планеты, и... будущее одной из самых красивых женщин и своей страны и опять же всей Земли. Как ему это удалось, наверное он и сам толком не знает, но он сумел.
Более того, через несколько лет после их знакомства, он уже бросил все свои остальные занятия и занялся только Офрой, хоть ей было тогда только 18 лет. Он рискнул ради нее. Но почему... Как он к ней относился?
И вот тут то - мои домыслы. Первая мысль, он - Пигмалион создавший свою Галатею, влюбился в нее, как и полагается Пигмалиону.
Когда я читал отрывки из его посмертных писем к ней (такую форму, форму писем он выбрал для книги, которую написал уже после того, как Офры не стало), прямых и даже косвенных признаний в любви я не обнаружил, но все же, что-то там такое есть в этих письмах, что заставляет меня думать, что он ее любил любил много лет, любил совершенно безнадежно, сам себе не признаваясь в этой любви. Он был не только старше ее, это как раз не очень серьезное препятствие, внешне он выглядел совсем не эффектно. Невзрачный очкарик небольшого роста.

Впрочем, Вы и сами видите на этой черно-белой фотографии, красавцем-мужчиной он не был.
И, наверное, этот комплекс неполноценности не дал ему высказать свои чувства.
Но это только первый вариант моих догадок. Второе - что тоже вероятно, но любил ее oн не как женщину, а как дочку.

В сущности она и была его дочкой, дочкой духовной и творческой. Ну что ж, может быть и такая любовь и она не менее сильна, чем любовь просто мужчины к женщине. Тем не менее, он все-таки чисто формально оставался до конца ее дней ее другом и почти до конца -продюсером.
Я понимаю, что после такого вступления те, кто не знает, какая трагедия все-таки произошла с певицей, почему она умерла так рано, уже в полном недоумении. Ну что ж, скажу вкратце, Офра Хаза ушла совсем молодой, ей было всего лишь 42 года, умерла от СПИДа 23 Февраля 2000-го года.
Так что ее с нами нет уже больше 11-ти лет.(первоначальный вариант этого текста написан в 2011-м году, отсюда и 11 лет после смерти певицы)
Подробнее о ее жизни и смерти вы можете сами прочесть в различных источниках.
Цитирую один из них:
http://www.sestrenka.ru/s593/
Родители Офры – выходцы из Йемена, переехавшие в Тель-Авив в 1929 году и поселившиеся в бедном квартале с оптимистическим названием «Атиква» («Надежда»). Они до сих пор живут там. Семейство Хаза, как и многие еврейские семьи, со временем стало многодетным: семь дочерей и двое сыновей. Девятым, младшим ребенком, появившимся на свет 19 ноября 1957 года, была девочка, которую назвали Офра.

Казалось, что шансов «выбиться в люди», когда ты родилась в небогатой семье на окраине большого города, практически нет, каким бы талантом ты ни обладала. Сама Офра в одном из интервью сказала: «Ребенком я и не мечтала быть звездой… Когда я была маленькой, в семье было столько проблем… Мы с сестрами спали впятером в одной кровати, родители все время работали, но денег всегда не хватало, какие уж тут мечты… Но в то же самое время Бецалель Алони сотворил настоящее чудо – организовал театр, в котором я впервые ступила на сцену…»

Бецалель Алони – будущий менеджер Офры – в начале 70-х был начинающим режиссером-постановщиком. Он создал театр-студию в районе Атиква, в которую старался привлечь всю талантливую местную молодежь. Офре было двенадцать, когда она пришла в театр к Бецалелю. Тот услышал, как поет эта девочка и сразу же предложил ей участвовать в спектаклях. Офра рассказывала: «Мы очень много работали, выступали и в школах, и в концертных залах, и перед солдатами на военных базах… Благодаря нашей работе жизнь и репутация нашего района улучшились (сегодня район Атиква – один из туристических и досуговых центров). В семнадцать лет Офра приняла участие в Юношеском фестивале восточной песни – и заняла первое место. После этого она решила, что должна обязательно стать певицей.

После службы в израильской армии Офра оставила работу в театре. Вслед за ней из театра ушел и Бецалель Алони, который решил заняться карьерой своей талантливой подопечной. Он стал писать песни для Офры; сама же Офра начала брать уроки вокала, танцев, а также учить иностранные языки. Впоследствии она могла общаться на четырех языках: английском, немецком, французском, арабском, и даже немного на итальянском, что было вовсе не лишним в ее будущей международной карьере…


По поводу процитированного отрывка. В этом отрывке допущена очень серьёзная ошибка. Думаю, что по незнанию.
Так вот. На самом деле Офра Хаза по происхождению йеменская еврейка только наполовину. Более того, Хаза и еврейка только наполовину.
Её мать, не еврейка, а француженка. И конечно она не могла приехать в Тель-Авив в 1929-м году, как это написано выше. Потому что она тогда жила в Париже.
Вот кем на самом деле была мать Офры Хазы (Цитирую отсюда):
https://newsland.com/user/4297879588/content/evreiskaia-vnuchka-frantsuzskogo-duche/5313359
Еврейская внучка французского дуче

Как рассказал Яир, (Яир - брат Офры) после смерти главы семейства, Тереза с детьми жили в Париже. В феврале 1947 года, её 18 летняя дочь Сьюзан, несмотря на протесты матери, вышла замуж за путешествующего по Франции 23-х летнего жителя тогда ещё подмандатной Палестины, уроженца Йемена еврея Ефета Хаза.
В том же месяце пара переехала в Палестину. Одно время жили в Иерусалиме, затем переехали в Тель-Авив. Сьюзан поменяла как фамилию, так и сменила имя на аналогичное Шошанна (распространённая практика у репатриантов, имеющих иноязычные аналоги еврейских имён).
Впоследствии, она всячески скрывала даже своё французское происхождение.


Все то, что Вы прочли о матери-француженке есть только на русском языке. На английском этa версия отсутствует.
Например, в статье об Офре в ВИКИ:

Англоязычный вариант:

Early life

Bat-Sheva Ofra Haza was born the youngest of nine children (six sisters and two brothers) to Yefet and Shoshana Haza.

ВИКИ на русском языке

Биография

Родилась в многодетной семье. Отец — репатриант из Йемена, мать — француженка, дочь французского политика Марселя Бюкара

Но вернемся ко второму персонажу этой моей главы, Бецалелю Алони.
В сообществе поклонников Офры Хазы я нашел отрывки из книги Алони, которую он посвятил Офре. Попробуем посмотреть отрывки из этих писем человеку, которогу уже нет в живых, чтобы и вы включились вместе со мной в размышления о загадке их отношений, если конечно вас это заинтересовало.
Процитирую кусок из письма, которое рассказывает о том, как они чудом избежали смерти.
Дело в том, что военный самолет, на котором они летели, попал в аварию, совершил вынужденную посадку, практически упал, прямо в пустыне. Т.е. Офра, ее сестра Шули, летчик и Алони вполне могли погибнуть, но остались живы.
А теперь посмотрим что об этом пишет Бецалель:(полный текст письма Алони вот здесь)
http://ofrahaza.livejournal.com/59997.html#cutid1


Дойдя до шоссе, мы не верили, что стоим на дороге. Я остановил первый же джип и мы набились в машину - шестером на одно заднее сидение. Шофер не мог понять от куда на него свалились такие туристы. Он довез нас до перекрестка, и мы опять пошли по неизвестному нам пути, вдруг мы увидели развивающийся Израильский Флаг, и тогда мы поняли, что добрались до военной базы.
Дежурный солдат попросил наши удостоверения, летчик достал из кармана удостоверение и так мы вошли. К нашему удивлению все уже знали об исчезновении нашего самолета. Вся Страна на ногах, солдаты разыскивают нас. На военной Базе куда мы прибыли был организован Штаб Розыска самолета под командованием Генерала Еxуда Барака.
Все мы были похожи на комок глины, но ты Звезда. Все внимание было на тебя Офра.
Тебя и Шули сразу же пригласили на проверку к врачам, Летчика вызвали на расследование причины аварии.
А я и двое других получили горячий кофе.
Через несколько месяцев состоялся концерт в Кирьят Арбе, и Армия показала нам то место где упал наш самолет. Это место называлось Беер Офра - Колодец Офры. Сам факт, то что мы остались живы, это помощь Всевышнего.
Кто то сказал, что боль и смерть всегда часть жизни. Такая судьба.
Мы были рядом со смертью, но для тебя Офра судьба сделала генеральную репетицию, перед тем как наступила твоя страшная смерть.


Я нашел в Сети видеоклип с хорошей песней, которая, мне кажется частично иллюстрирует ситуацию. Там тоже ночь и военный джип из которого выходит Офра. А песня называется Габриель.




Ну а теперь о том, чего Офре избежать не удалось. Она долго не выходила замуж и практически ни с кем не встречалась.
Ее жизнью были ее песни. Но под влиянием семьи, весьма патриархальной, надо сказать, она, наконец, решилась на замужество.
Вряд ли она любила своего будущего мужа, она вышла за него замуж, потому что надо ведь выйти замуж.
Ну и желательно, чтобы муж был хорош собой и не беден, чтобы он выглядел достойным прекрасной певицы и очень красивой женщины, какой Офра стала ближе к тридцати. Таким оказался по рекомендации семьи богатый строительный подрядчик, кажется на Иврите такие люди называются "кабланами", Дорон Ашкенази. Он был далеко не юношей, за плечами у него был уже один брак, но неудачный. И, кроме того, у него был сын от первого брака, который потом оказался как бы приемным сыном Офры, он ее тоже называл мамой и вспоминал с любовью и грустью после ее смерти. Жил в семье у отца и его новой жены.
Нельзя сказать что Дорон Ашкенази - кинематографический красавец, но выглядит он намного эффектней Бецалеля Алони.
Посмотрите сами, здесь они оба, Офра - неотразима, но и муж ее неплохо смотрится рядом:


Сначала все шло как будто бы хорошо. Особенно важно, что пасынок души не чаял в Офре.
Впрочем, она была очень хорошим и неконфликтным человеком, практически никто о ней ничего плохого вспомнить не может.
Это очень редко бывает среди талантливых, а тем более гениальных людей, по моим наблюдениям, почти все они - редкие сволочи.
Но потом в ее жизни произошло страшное. И виноват в конце концов оказался муж, как он это не пытался отрицать.
Но о трагическом конце певицы, об отношении к этому ее друга Алони и о героических усилиях семьи Хазы, для восстановления ее доброго имени уже после смерти Офры - завтра.
А пока, послушайте еще одну прекрасную песню Офры, которая называется Адама (Земля)


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments