dandorfman (dandorfman) wrote,
dandorfman
dandorfman

День Четвертый. Итак, Падуя


Prato della Valle - самая большая площадь Италии и одна из самых больших в Европе.
Для того, чтобы её всю увидеть, нужно её снимать именно сверху. Я над ней не летал, поэтому показываю не мою съёмку.

В Венеции мы были два дня, уходили только на следующий день в пять вечера.
Так что в первый день у нас было полдня. На судне к нам подошла симпатичная девушка, которая сказала, что ее зовут Ирина.

Ирина оказалась владельцем туристской фирмы, она везла группу англоязычных американцев.
Сама она по-русски говорит абсолютно свободно, хоть уехала из России еще в 9-тилетнем возрасте. Но сначала семья жила в Италии несколько лет, ее отец был дипломатом, поэтому она сначала освоила итальянский, а не английский. Ну а потом уже перебрались в США, где она подросла, получила образование и вышла замуж за американца.
Для меня было удивительно, что она так хорошо говорит по-русски, дети, которые в таком возрасте уезжают из России и получают среднее и высшее образование уже в Америке, говорят со своими бабушками и дедушками по-русски через пень - колоду, а с родителями вообще только по-английски, даже если мама или папа им отвечают по-русски. А тут еще муж не знающий русского.
Я уточнил, работает ли она с русскоязычными клиентами, думая, что именно поэтому она сохранила язык. Оказалось, что нет или почти нет.
Тем не менее, говорила она по-русски без всякого акцента и словарный запас ее был полным, английские слова она не вставляла.
Вот такая Ира способная.
Мы ей сказали, что в Венеции мы уже были до того и поэтому не знаем, что будем делать там целых два дня, тут она и посоветовала поехать в Падую, которая недалеко, ехать 40 минут.
Так мы оказались в Падуе, или Падве, как говорят итальянцы и Ирина вместе с ними, она ведь тоже говорит по-итальянски, не забыла язык.
Вдоль главного канала мы минут через пять дошли до вокзала, который называется Санта Лючия. Санта Лючия - покровительница Венеции, её историю Вы услышите позже и увидите церковь её имени.
Историю на русском языке на видео расскажет другая девушка, с которой мы познакомились уже в Венеции.
Билет до Падуи стоит 11 евро.
Путеводителя и карты у нас не было, но зато нас были подробные объяснения и впечатления от пешей прогулки по Падуе.
Мы распечатали эти объяснения и впечатления еще на судне, потратив еще несколько драгоценных минут грабительского Интернета.
(90 центов - минута, при этом работает он очень медленно)
Доверились этому тексту, а зря.
Авторы текста, который был нашим путеводителем по Падуе, начали за здравие, он начинается с того, что по Падуе гулять легко и приятно.
Зато кончили они заупокой, опять же цитирую их:

От собора мы пошли по узкой средневековой улочке, выложенной неровной брусчаткой. Смело сказать - пошли, нет, мы поковыляли, так трудно было идти (даже в удобной обуви).

Но мы знаменитых фресок не увидели. Палило солнце, горели ноги, истертые о средневековые булыжные улицы, закончилась подзарядка в видеокамере, сил идти куда бы то ни было больше не было.

Так вот, мы почему-то читали невнимательно и сделали ту же глупость, что и авторы текста, мы пошли пешком.
Примерно через три часа, когда мы доплелись до Prato della Valle, мы уже не были в состоянии не только любоваться окружающим пейзажем, но и вообще идти куда-либо. Никаких других ощущений кроме боли в ногах - не осталось.
Устали как черти пока дошли до главной площади да и заблудились, поэтому шли в два раза дольше, чем по самому краткому пути.

Весь текст, выделенный синим цветом, это не мой текст, а текст, который мы использовали в нашем собственном бесконечном пути по Падуе.

Гулять по городу легко и приятно – нет толп туристов, почти все достопримечательности сосредоточены в центре, есть указатели.

Идя от вокзала по указателям, мы пересекли мост, прошли чудесный парк около руин амфитеатра. В парке установлен памятник Джузеппе Гарибальди.


На самом деле, мы не увидели никакого моста и никаких указателей прямо перед вокзалом, мы пошли направо и там увидели какой-то мост.
Дальше мы пошли совсем не туда, и дошли... до памятника какому-то знаменитому революционеру.
Сначала мы не знали, кто он такой. Но потом разобрались.


Это был памятник Джузеппе Мадзини, человеку, который основал "Молодую Италию", революционную организацию, к которой примкнул Гарибальди, организацию, которая сделала в конце концов Италию объединенной и самостоятельной.



Петрарка

Но все-же до Гарибальди мы дошли.

Дошли до Гарибальди


В парке рядом с памятником Гарибальди, есть действительно какие-то развалины, которые и были древнеримским амфитеатром, но подойти к ним и утянуть кусок древнеримского камня на память невозможно - забор и все закрыто.

Древнеримские развалины за забором


Через арку Часовой башни можно войти во двор Адмиралтейства. Триумфальную арку возвели после чумы 1630 г.


Вот эта арка


Здесь Данте гостил у Джотто


Я довольно долго искал информацию о пребывании Данте в Падуе. В ВИКИ об этом ни слова.
Но все-таки нашел кое-что на сайте Университета Штата Калифорния.
https://booksnplaces.wordpress.com/tag/dante/


On one side of Padua’s grand piazza called Prato della Valle, there are statues of Giotto and Dante. Giotto is holding his painter’s palette and seems to be sizing up the task of painting the frescoes in the Scrovegni Chapel. Dante is holding pen and paper, and looking decidedly grim. Perhaps he is thinking about some lines from the Divine Comedy.

These two contemporaries, Giotto and Dante were both Florentine’s, and tradition has it that in 1306, Dante came to Padua as Giotto’s guest, while the artist was in that city painting his magnificent cycle of frescoes.

Здесь написано, что в августе 1306-го года Данте приехал в гости к своему земляку Джотто, они оба - из Флоренции.
Джотто расписывал фрески в Капелла Дель Скровеньи и позвал в гости земляка.
Ещё написано, что именно в Падуе Данте обдумывал некоторые сюжетные линии своей "Божественной комедии".
Интересно, откуда калифорнийцы спустя почти восемьсот лет узнали, что именно обдумывал Данте в августе 1306-го года?




Университет

Надпись на фасаде университета гласит: «Сюда входят, чтобы с каждым днем становиться все более учеными, отсюда выходят, чтобы с каждым днем быть все более полезными отечеству и христианскому обществу».
Университет был основан в 1222 году, когда большая группа студентов и профессоров покинула Университет Болоньи в поисках большего количества академической свободы.

Мы посетили Университет, хотелось сравнить его с другим – Ягеллонским в Кракове. Нам показали «Зал сорока», где нарисованы фресковые портреты сорока величайших выпускников. Мы увидели зал, где проводились заседания Ученого совета.
На площадке перед лестницей, ведущей на второй этаж, скульптура первой в мире женщины- студентки. Елена Лукреция Корнаро Пископиа окончила философский факультет в 1678 г.(потом, в Венеции мы нашли дом, в котором она родилась, а похоронена в базилике св. Антония).

Падуанский университет всегда славился своим медицинским факультетом. Анатомический театр появился здесь раньше, чем где бы то ни было - в 1594 году. Устроен он был так, чтобы мгновенно скрыть препарированное тело. В те времена заниматься анатомией запрещали. В случае опасности тело вместе со столом опускалось на нижний этаж, нам показали, как это происходило, показали инструменты средневековых врачей, а еще…… Не знаю, как воспринимать это, но в зале медицинского факультета по стенам развешаны портреты профессоров фак-та, а под портретами…. их черепа. Так педагоги оставили будущим студентам для изучения самих себя.

С 1592 по 1610 г. в университете преподавал Галилео Галилей.


WIKI:
В 1592 году Галилей получил место в престижном и богатом Падуанском университете (Венецианская республика), где преподавал астрономию, механику и математику. По рекомендательному письму венецианского дожа университету можно судить о том, что научный авторитет Галилея уже в эти годы был чрезвычайно высок:

Сознавая всю важность математических знаний и их пользу для других главных наук, мы медлили с назначением, не находя достойного кандидата. В настоящее время заявил желание занять это место синьор Галилей, бывший профессор в Пизе, пользующийся большой известностью и справедливо признаваемый за самого сведущего в математических науках. Поэтому мы с удовольствием предоставляем ему кафедру математики на четыре года со 180 флоринами жалованья в год.

Годы пребывания в Падуе (1592—1610) — наиболее плодотворный период научной деятельности Галилея. Вскоре он стал самым знаменитым профессором в Падуе. Студенты толпами стремились на его лекции, венецианское правительство непрестанно поручало Галилею разработку разного рода технических устройств, с ним активно переписываются молодой Кеплер и другие научные авторитеты того времени.


Перед входом в аудиторию установлена кафедра, с которой великий ученый обращался к слушателям. Сооружение мало сказать странное, просто чудовищное – нагромождение грубых, неотесанных досок, и это в Падуе, в городе уникальном даже для Италии — столько в нем работало великих живописцев, скульпторов, архитекторов. Непонятно… А во дворике университета сохранились доски скамеек, на которых сидели студенты. Конечно, я их все потрогала,погладила - а вдруг, на этой досочке сидел сам Коперник или Гольдони?

Здесь учились или работали такие видные деятели Возрождения и раннего Нового времени, как Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Галилео Галилей, учились Николай Коперник, Лудовико Ариосто, Карло Гольдони. Николай Кузанский, один из основателей итальянского литературного языка Пьетро Бембо, Везалий.
Ботанический сад Падуи, основанный университетом в 1545 году, был вторым ботаническим садом в мире, и является самым старым ботаническим садом, действующим по сей день.
(Экскурсии на всех языках, кроме русского, фотографировать и снимать нельзя, вход – 6 евро с человека).

Двигаясь от парка по узким улочкам, мы вышли на площади Делле Эрбе, Делла Фрутта и Дей Сеньори. Собственно, это одна большая площадь, в середине которой находится Палаццо делла Раджоне — Дворец Разума, Дворец Правосудия. Он был построен в 1218 г. общиной Падуи для заседаний суда и городского совета. Верхний этаж занимает единственный огромный зал. Говорят, это самый большой в Европе зал без опор и колонн. На его стенах больше 300 фресок на астрологические и религиозные темы. В средние века у Дворца Правосудия стояла красная башня с votto della cordo (аркой пыток). У башни напоказ выставлялись преступники в клетках. Что ж, других развлечений не было, так и развлекались жители средневековой Падуи.
Прошло много столетий, а эти площади до сих пор не поменяли ни своего названия, ни своего предназначения – здесь до сих пор торгуют зеленью, фруктами, овощами. Палатки расставляются с утра, поэтому очень сложно снимать видео и фотографировать, пытаясь «захватить» объективом самые любопытные исторические места.

С пл. Делла Эрбе пошли дальше по via San-Francesco и свернули на via Monte-Pieta - перед нами Площадь Синьоров.

Главное здание здесь – Адмиралтейство. Во времена венецианского владычества в этом военном управлении Падуи главнокомандующим, к сожалению горожан, заседал венецианец. А до прихода в Падую управляющих из Венеции в здании Адмиралтейства находилась резиденция правителя города Джакомо II Каррара. Вернее, Адмиралтейство располагалось в его дворце.
Центральную часть дворца украшает Часовая башня. На верху башни установлены часы, изготовленные в 1437 г. Механизм этих часов уникален, кроме времени они показывают день недели, месяц, фазу Луны и знак Зодиака. Согласно легенде, мастер установил вместо Лиры клешни скорпиона, дабы отомстить заказчику за нерегулярную оплату работ.

Напротив Адмиралтейства стоит средневековая церковь Сан-Клименте с фасадом конца XVI в., украшенным фигурами святых.

На южной стороне площади располагается Лоджа-делла-Гран-Гуардия. Ее красивый фасад был создан в 1545 г.


Три площади


Девушка с площади Синьоров.


По левую сторону от Адмиралтейства начинается небольшая улочка, которая привела нас к пл. Дуомо, на которой стоит кафедральный собор Падуи. Стоит он на месте пересечения двух главных улиц античного города.
В IX в. Падуя стала резиденцией епископа, по приказу которого на этом месте возвели первый храм, но он был разрушен венграми. В 1075 году на его месте построили кафедральную церковь. К XVI веку назревает необходимость ее реконструкции, о чем принимается решение в 1547 году. Объявляется конкурс архитектурных проектов, в котором принимает участие даже Микеланджело. Строительство начинается в 1551 году, а в 1754 (несмотря на незаконченный фасад) Дуомо освящается. Кстати, здесь, за собором жил Петрарка, улица так и называется – "За собором" - Dietro duomo.

От собора мы пошли по узкой средневековой улочке, выложенной неровной брусчаткой. Смело сказать - пошли, нет, мы поковыляли, так трудно было идти (даже в удобной обуви). Но наши "страдания" были вознаграждены! Ковыляя по улице, глядя под ноги мы и не заметили, как вышли на потрясающей красоты площадь. Ой, какое изящество, простор, умиротворение!

Перед нами - главная городская площадь - Прато Делла Валле. Имея эллиптическую форму и занимая около 90 000 квадратных метров, эта площадь считается самой большой в Европе.
На площади в эпоху императора Августа находился театр Дзаирум.
После распада империи эта городская "плешь" стала принадлежать монахам-бенедиктинцам и использоваться для праздников, церковных обрядов, выставок и ярмарок; с 1257 г. здесь состоялись учрежденные коммуной турниры и состязания.
Но с течением времени и последовавшего затем упадка города это место веку, примерно, к XVII, запустело и даже заболотилось (поскольку находится в низине по отношению к центру города). Вода часто заливала Прато. Идея осушить ее возникла у венецианского прокуратора Андреа Меммо, а реализовал ее архитектор Доменико Черато.
По желанию венецианского прокуратора был сооружен остров, окольцованный каналом, пересеченный четырьмя дорожками и соединенный четырьмя арочными мостиками с городом. В центре острова – фонтан, а берега канала украшают статуи 78 известных людей, рожденных в Падуе или каким-либо образом связанных с ней. Среди них были и Папы Римские, им даже посвящен отдельный мост - Мостик Пап.


Всё-таки и мы доплелись до этой площади
Ног мы оба не чувствовали, но я поплелся снимать великих возле канала, а моя подруга осталась на скамейке.
На моем видео можно увидеть и мостик Пап и кое-какие статуи знаменитостей, правда одну из статуй я принял за хирурга, который делает трепанацию черепа, оказалось, что это не хирург - а скульптор.
Вот здесь полный перечень всех статуй вдоль канала на площади.
https://en.wikipedia.org/wiki/Prato_della_Valle#Statues

Я знаю имена не более десяти знаменитостей, знаю, например этих:

•05 Torquato Tasso
•35 Petrach (Francesco Petrarca)
•36 Galileo Galilei
•48 Titus Livius (Livy)
•76 Stephen Báthory

По поводу рожденных в Падуе или каким-то образом связанных с ней.
В некоторых случаях связь весьма непродолжительная, ну и большинство тех, кому поставлены эти статуи, в Падуе не рождалось.
Вот скажем один из... Торквадо Тассо, великий итальянский поэт эпохи Возрождения.
Связь с Падуей, несколько лет обучения в тамошнем универе:

В 1560 году отец отправил сына в Падую изучать юриспруденцию, которая могла бы его обеспечить материально; но в здешнем университете Тассо гораздо более занимался поэзией и философией, чем правом.

«Освобождённый Иерусали́м» (итал. La Gerusalemme liberata) — рыцарская поэма Торквато Тассо. В основе произведения лежат события Первого крестового похода под предводительством Готфрида Бульонского, завершившегося взятием Иерусалима и основанием первого на Ближнем Востоке христианского королевства.


Площадь окружают великолепные дворцы XV — XVII веков.Особенно красивое - это Лоджия Амулеа.

Здесь же - базилика Святой Джустины. Церковь была построена в XVI веке. Девушка погибла в 4 в.н.э. во время гонений на новую религию. Когда-то здесь было кладбище, на котором и похоронили мученицу.

От Прато делла Валле по via Belludi идем к базилике Сан-Антонио.
(Если Вы хотите найти эту знаменитую базилику, можно смело спрашивать любого горожанина, называя только одно слово Santo – и вам с радостью покажут, как ее найти. Для падуанцев существует только один святой – Антоний, только его называют Santo).

И свой знаменитый храм жители Падуи называют тоже просто "Santo". Его стремятся увидеть паломники и туристы со всего мира. Знаменит, конечно, прежде всего сам святой Антоний Падуанский – современник и ученик св.Франциско, португальский монах, снискавший любовь падуанцев не только своими яркими проповедями, но и посредничеством между враждующими городскими семьями. К тому же он обладал даром исцеления, который, как выясняется, сохраняют его останки и по сей день.

Строительство церкви началось в 1232 году. Шло оно с перерывами, продолжалось долгих 80 лет: монахи-францисканцы соблюдали обет бедности, и собственных средств не имели, а городские власти выделяли их нерегулярно. В 1256 г. Папа Александр IV выпустил индульгенцию сроком на 6 лет для всех, помогающих завершению строительства храма. К концу XIII в. базилика, наконец, обрела характерный облик паломнической церкви, в котором объединились разные архитектурные формы.

Местом паломничества верующих всего мира, ищущих божественного исцеления, является Гробница святого Антония. В ней забальзамированные фрагменты тела Антонио, которыми с 1232 года украшен алтарь, и которые до сих пор обладают чудодейственными свойствами! Вы помните, Наталья (Наталина) как-то призвала нас вспомнить самые негигиеничные места мира? Так вот, еще одно место! К ковчегу прислоняются руками, головой, губами… но, говорят, св. Антоний исцеляет, здесь же дарохранительница собора - золотые, серебряные вещи от выздоровевших паломников, фотографии людей больных и вылечившихся. ( Вход свободный; фотографировать, снимать нельзя; на входе проверяют наличие фототехники).

Рядом с собором - монастырь Францисканского ордена, проповедующего целомудрие, бедность, отсутствие гордыни, послушание.

Перед базиликой на площади стоит знаменитая 9-метровая конная статуя кондотьеру Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата, уроженцу Падуи, служившему Венецианской республике.
Свое прозвище «Гаттамелата» (льстивая кошка) кондотьер получил за то, что продавал свой меч тому, кто больше платил, а большинство своих побед одержал благодаря подкупу . Вдова и сын покойного заказали Донателло бронзовый памятник - гробницу Эразмо Нарни (с двух сторон пьедестала есть двери, одна из которых - символ жизни - закрыта, а другая - символ смерти - приотворена). Прах кондотьера захоронен в базилике Св. Антония, ну а Падуя получила великолепный конный памятник, один из первых в Западной Европе со времен античности.

Пл. Санто находится в спокойном и уютном районе Рутена, протянувшемся вдоль канала Понтекорво. Некогда здесь жили патриции, затем - профессора университета: в доме № 9 по ул. Галилея, жил Галилео Галилей.


Собор святого Антония и памятник кондотьеру

От площади Санто, где находится базилика, по улице Святого (via del Santo) мы добрались до улицы Сан-Франческо (via San Francesco, свернули на улицу 8 Февраля (via VIII Febbraio) на Петушином перекрестке, и увидели кафе Педрокки - здание в неоклассическом стиле с элементами готики. Другое его название - "Кафе без дверей".
Оно открылось в 1831 году и в течение 85 лет работало круглосуточно. Отсюда и его народное название. Затем здание и прилежащую землю выкупил известный итальянский коммерсант Антонио Педрокки, решивший превратить его в своего рода культурный центр Падуи. Что ему и удалось: в кафе приходили артисты, писатели, студенты (рядом Университет) и даже деловые люди .. Это до сих пор самое роскошное кафе в городе

Подлинным сокровищем Падуи является Капелла Дель Скровеньи.
Там, где она сейчас стоит, некогда располагался античный амфитеатр. В 1300 году этот участок земли купил богатый житель Падуи, купец Энрико Скровеньи и выстроил на нем роскошный дом с прилегающей к нему с южной стороны церковью.
Построенная церковь была посвящена Святой Марии Милосердной
Энрико Скровеньи говорил, что возвел ее в честь Девы Марии и Падуи - в надежде спасти тем самым свою душу и души своих предков. На то были свои причины - отец Энрико, Реджинальдо, был настолько свирепым ростовщиком, что священники не позволили захоронить его тело в церковной ограде. Об этом человеке повествует в своей "Божественной комедии" Данте, показывая его душу пребывающей сначала в аду, а затем, стараниями Энрико, перемещенной в Чистилище.
Энрико Скровеньи не поскупился на создание семейной церкви и поручил расписать ее Джотто, первому художнику Италии того времени. Серия из 38 самых знаменитых фресок работы Джотто рассказывает историю Марии и Иисуса вплоть до Страшного суда.

Но мы знаменитых фресок не увидели. Палило солнце, горели ноги, истертые о средневековые булыжные улицы, закончилась подзарядка в видеокамере, сил идти куда бы то ни было больше не было.


Мы тоже знаменитых фресок не увидели. По той же причине, ноги горели.
Потом мы доплелись до трамвайной остановки и стали дожидаться трамвая, который отвезет (Ура - отвезет!) нас обратно на вокзал.
Идти больше не придется. Ждали мы минут сорок, но трамвай не появлялся. Мимо шли разные милые итальянцы, которые что-то говорили, показывая на нас. Наконец, одна девушка, которая знала английский, нам объяснила, что они говорят.
Оказывается, в этот день в школах города начинается учебный год и... трамвайщики, почему-то связи с его началом, объявили забастовку.


Поэтому ждать трамвая смысла не былo, потому как - Bandiera Rossa

Как мы добрались до вокзала мне уже рассказывать не хочется.


Японии сегодня не будет, слишком длинным получился мой рассказ про Падую.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments